Поиск на сайте

Поиск на сайте

Учет доходов и расходов, связанных с арендой

Процесс эксплуатации любого имущества неизбежно приводит к его износу. Восстановить объект помогут ремонт, модернизация или реконструкция (п. 26 ПБУ 6/01). А раз эти операции применяются к основным средствам, то для доходных вложений они также подойдут.

Расходы организации на самостоятельный ремонт или доработку имущества нужно подтвердить первичными документами. В большинстве случаев это накладные, товарные чеки и акты выполненных работ. Перемещение объекта между подразделениями организации оформляется накладной по форме ОС-2 и отражается в инвентарной карточке.

Бывает, что услуги по восстановлению оказывает сторонняя организация. Тогда исполнитель составляет Акт выполненных работ по форме КС-2 и Справку о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3. Эти документы утверждены Постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. N 100.

Для последующего оформления и учета восстановленного имущества применяется акт по форме ОС-3. Обычно он составляется в одном экземпляре. Если ремонт, реконструкцию и модернизацию выполняет сторонняя организация, понадобится два экземпляра акта. Его подписывают члены приемочной комиссии и представитель организации, проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию. Утверждается акт руководителем организации и сдается в бухгалтерию. Первый экземпляр остается в организации, второй экземпляр передается подрядчику, проводившему работы. Данные ремонта, реконструкции, модернизации также вносятся в инвентарную карточку учета основных средств.

Выбытие объекта доходных вложений в материальные ценности может произойти по причине списания или продажи. Решение о списании имущества принимает руководитель организации либо учредители. Кроме того, организация, которая временно пользуется имуществом по договору аренды или лизинга, может его выкупить, если такое условие прописано в договоре. В зависимости от вида имущества при списании объекта оформляется акт по форме ОС-4 (для основных средств), ОС-4а (для транспорта) или ОС-4б (при групповом списании объектов).

Продажа объекта, учитываемого на счете 03, происходит аналогично операции по продаже основного средства. В этом случае объект нужно списать с учета (п. 29 ПБУ 6/01). Непосредственно передача проданного объекта осуществляется по акту. Оформляется он также в произвольной форме с учетом необходимых реквизитов.

Арендатор может использовать часть полученного помещения для собственной деятельности, а часть сдавать в субаренду.

Действующий порядок отражения доходов и расходов от аренды применим и к субаренде, так как по ст. 615 ГК РФ к договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Нормативные акты по бухгалтерскому учету также не устанавливают никаких различий в правилах учета операций аренды и субаренды.

Приведем конкретный пример учета субаренды.

Пример. ЗАО "Финик" арендует помещение площадью 2000 кв. м, за которое в начале каждого квартала платит по 708 000 руб., в том числе НДС - 108 000 руб.

С 1 февраля 400 кв. м этого помещения сдано в субаренду на 11 месяцев за 1 298 000 руб., в том числе НДС - 198 000 руб., единым платежом при заключении договора.

В стоимость аренды и субаренды входит компенсация арендодателю коммунальных платежей и услуг связи.

Предположим, что ежемесячный доход от реализации - 400 000 руб. без НДС. В договоре аренды указана оценочная стоимость помещения - 20 000 000 руб.

Поскольку это единственный договор субаренды за год, то доходы и расходы по нему считаются внереализационными в налоговом учете и для удобства определяются как операционные в бухгалтерском учете.

При этом делаются следующие проводки:

в январе:

Дебет 001

- 20 000 000 руб. - отражена стоимость арендованного помещения в оценке, указанной в договоре;

Дебет 97 Кредит 76

- 600 000 руб. - начислена арендная плата за первый квартал;

Дебет 19 Кредит 76

- 108 000 руб. - выделен НДС;

Дебет 76 Кредит 51

- 708 000 руб. - перечислена арендная плата;

Дебет 68 Кредит 19

- 36 000 руб. - принят к вычету НДС;

Дебет 26 Кредит 97

- 200 000 руб. - отражены расходы на аренду за январь.

В феврале (начало субаренды):

Дебет 26 Кредит 97

- 200 000 руб. - учтены расходы на аренду за февраль;

Дебет 68 Кредит 19

- 36 000 руб. - принят к вычету НДС;

Дебет 62 Кредит 98-1

- 1 298 000 руб. - начислен доход будущих периодов от субаренды;

Дебет 98-1 Кредит 68

- 198 000 руб. - выделен НДС;

Дебет 51 Кредит 62

- 1 298 000 руб. - поступила арендная плата, включая НДС;

Дебет 98-1 Кредит 91-1

- 100 000 руб. (1 100 000 руб. : 11 мес.) - признан доход от субаренды за февраль.

В соответствии с учетной политикой ЗАО "Финик" расходы на аренду распределяются пропорционально доходу от субаренды в суммарном объеме доходов:

200 000 руб. : (400 000 руб. + 100 000 руб.) x 100 000 руб. = 40 000 руб.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Списание безнадежных кредитов
Списание безнадежной задолженности за счет созданного резерва на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности осуществляется по решению уполномоченного органа кредитно ...

Автоматизация управленческого учёта
Основными предпосылками и факторами, определяющими развитие потребительской кооперации, в 2004 году является современное состояние экономики, уровня развития рыночной инфраструктур ...

Организация работы операционной кассы вне кассового узла
В целях улучшения кассового обслуживания физических и юридических лиц кредитные организации открывают операционные кассы вне кассового узла, которые имеют право осуществлять кассовые операции по п ...