Учет доходов и расходов, связанных с арендой
Процесс эксплуатации любого имущества неизбежно приводит к его износу. Восстановить объект помогут ремонт, модернизация или реконструкция (п. 26 ПБУ 6/01). А раз эти операции применяются к основным средствам, то для доходных вложений они также подойдут.
Расходы организации на самостоятельный ремонт или доработку имущества нужно подтвердить первичными документами. В большинстве случаев это накладные, товарные чеки и акты выполненных работ. Перемещение объекта между подразделениями организации оформляется накладной по форме ОС-2 и отражается в инвентарной карточке.
Бывает, что услуги по восстановлению оказывает сторонняя организация. Тогда исполнитель составляет Акт выполненных работ по форме КС-2 и Справку о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3. Эти документы утверждены Постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. N 100.
Для последующего оформления и учета восстановленного имущества применяется акт по форме ОС-3. Обычно он составляется в одном экземпляре. Если ремонт, реконструкцию и модернизацию выполняет сторонняя организация, понадобится два экземпляра акта. Его подписывают члены приемочной комиссии и представитель организации, проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию. Утверждается акт руководителем организации и сдается в бухгалтерию. Первый экземпляр остается в организации, второй экземпляр передается подрядчику, проводившему работы. Данные ремонта, реконструкции, модернизации также вносятся в инвентарную карточку учета основных средств.
Выбытие объекта доходных вложений в материальные ценности может произойти по причине списания или продажи. Решение о списании имущества принимает руководитель организации либо учредители. Кроме того, организация, которая временно пользуется имуществом по договору аренды или лизинга, может его выкупить, если такое условие прописано в договоре. В зависимости от вида имущества при списании объекта оформляется акт по форме ОС-4 (для основных средств), ОС-4а (для транспорта) или ОС-4б (при групповом списании объектов).
Продажа объекта, учитываемого на счете 03, происходит аналогично операции по продаже основного средства. В этом случае объект нужно списать с учета (п. 29 ПБУ 6/01). Непосредственно передача проданного объекта осуществляется по акту. Оформляется он также в произвольной форме с учетом необходимых реквизитов.
Арендатор может использовать часть полученного помещения для собственной деятельности, а часть сдавать в субаренду.
Действующий порядок отражения доходов и расходов от аренды применим и к субаренде, так как по ст. 615 ГК РФ к договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Нормативные акты по бухгалтерскому учету также не устанавливают никаких различий в правилах учета операций аренды и субаренды.
Приведем конкретный пример учета субаренды.
Пример. ЗАО "Финик" арендует помещение площадью 2000 кв. м, за которое в начале каждого квартала платит по 708 000 руб., в том числе НДС - 108 000 руб.
С 1 февраля 400 кв. м этого помещения сдано в субаренду на 11 месяцев за 1 298 000 руб., в том числе НДС - 198 000 руб., единым платежом при заключении договора.
В стоимость аренды и субаренды входит компенсация арендодателю коммунальных платежей и услуг связи.
Предположим, что ежемесячный доход от реализации - 400 000 руб. без НДС. В договоре аренды указана оценочная стоимость помещения - 20 000 000 руб.
Поскольку это единственный договор субаренды за год, то доходы и расходы по нему считаются внереализационными в налоговом учете и для удобства определяются как операционные в бухгалтерском учете.
При этом делаются следующие проводки:
в январе:
Дебет 001
- 20 000 000 руб. - отражена стоимость арендованного помещения в оценке, указанной в договоре;
Дебет 97 Кредит 76
- 600 000 руб. - начислена арендная плата за первый квартал;
Дебет 19 Кредит 76
- 108 000 руб. - выделен НДС;
Дебет 76 Кредит 51
- 708 000 руб. - перечислена арендная плата;
Дебет 68 Кредит 19
- 36 000 руб. - принят к вычету НДС;
Дебет 26 Кредит 97
- 200 000 руб. - отражены расходы на аренду за январь.
В феврале (начало субаренды):
Дебет 26 Кредит 97
- 200 000 руб. - учтены расходы на аренду за февраль;
Дебет 68 Кредит 19
- 36 000 руб. - принят к вычету НДС;
Дебет 62 Кредит 98-1
- 1 298 000 руб. - начислен доход будущих периодов от субаренды;
Дебет 98-1 Кредит 68
- 198 000 руб. - выделен НДС;
Дебет 51 Кредит 62
- 1 298 000 руб. - поступила арендная плата, включая НДС;
Дебет 98-1 Кредит 91-1
- 100 000 руб. (1 100 000 руб. : 11 мес.) - признан доход от субаренды за февраль.
В соответствии с учетной политикой ЗАО "Финик" расходы на аренду распределяются пропорционально доходу от субаренды в суммарном объеме доходов:
200 000 руб. : (400 000 руб. + 100 000 руб.) x 100 000 руб. = 40 000 руб.
Смотрите также
Списание безнадежных кредитов
Списание безнадежной задолженности за счет созданного резерва на возможные потери
по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности осуществляется по решению
уполномоченного органа кредитно ...
Автоматизация управленческого учёта
Основными предпосылками и факторами, определяющими развитие потребительской
кооперации, в 2004 году является современное состояние экономики, уровня
развития рыночной инфраструктур ...
Организация работы операционной кассы вне кассового узла
В целях улучшения кассового обслуживания физических и юридических лиц кредитные
организации открывают операционные кассы вне кассового узла, которые имеют право
осуществлять кассовые операции по п ...