Поиск на сайте

Поиск на сайте

Первичные учетные документы, используемыедля документального оформления банковских операций

Основанием для отражения информации о совершенных хозяйственных операциях в регистрах бухгалтерского учета являются первичные документы, создаваемые кредитной организацией для фиксирования факта совершения операции. Первичные учетные документы должны содержать достоверные данные и создаваться в момент совершения операции.

Первичные документы создаются на типовых бланках, бланках типовых межведомственных форм или на бланках специализированных форм, разрабатываемых и утверждаемых Росстатом и при необходимости - кредитной организацией. Самостоятельно разработанные кредитной организацией формы должны быть утверждены внутренним распорядительным документом кредитной организации, а их реквизиты соответствовать требованиям, содержащимся в Федеральном законе "О бухгалтерском учете" и других нормативных актах.

Использование бланков устаревших форм, не имеющих реквизитов, соответствующих требованиям Федерального закона "О бухгалтерском учете" и других нормативных актов, не допускается.

Первичные документы кредитной организации (в зависимости от назначения) для придания им юридической силы в обязательном порядке должны иметь следующие реквизиты:

- наименование документа (формы);

- дата составления;

- наименование и местонахождение кредитной организации;

- наименование организации плательщика и ее реквизиты;

- назначение операции;

- сумма операции;

- наименование лиц, уполномоченных на совершение хозяйственной операции, личные подписи и их расшифровки.

К первичным документам относятся акты, справки, счета и другие документы, подтверждающие факт совершения операции, ее юридическую законность. Первичные документы прилагаются к банковским документам.

Первичные документы прикладываются к мемориальным ордерам, в которых делается запись о них. Если в соответствии с внутренним порядком, установленным в кредитной организации, первичные документы сшиваются в отдельные сшивы (что, по мнению автора, считается крайне нерациональным методом формирования документооборота), то в мемориальных ордерах делается ссылка на дату и номер первичного документа, послужившего основанием для совершения проводки.

В условиях автоматизации бухгалтерского учета реквизиты первичных документов могут быть зафиксированы в виде кодов.

Записи в первичных документах должны производиться чернилами, шариковыми ручками, при помощи пишущих машин, средств механизации и другими средствами, обеспечивающими сохранность этих записей в течение времени, установленного для их хранения в архиве.

Документы, служащие основанием для бухгалтерских проводок, должны контироваться, т.е. иметь номера счетов по дебету и кредиту.

Свободные строки в первичных документах должны быть прочеркнуты.

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов, определяется внутренним распорядительным документом кредитной организации.

Должностное лицо, подписавшее документ, несет ответственность за правильность совершаемой по нему бухгалтерской операции.

Работники, которые подписали расчетно-денежный документ, не имея на то право, отвечают за свои действия в дисциплинарном порядке, а при наличии в их действиях состава преступления привлекаются к уголовной ответственности. В таком же порядке несут ответственность работники кредитной организации, имеющие право подписи, в случае превышения своих полномочий.

Подписи лиц, ответственных за составление первичных документов, могут быть заменены аналогом собственноручной подписи, кодом, паролем или другим способом авторизации, позволяющим однозначно идентифицировать подпись соответствующего лица.

Дополнительные требования к порядку создания первичных документов, фиксирующих факты совершения кассовых операций, операций с товарно-материальными ценностями, кредитных и расчетных операций, определяются Федеральным законом "О бухгалтерском учете", положениями Банка России от 09.10.2002 N 199-П "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ" и от 05.12.2002 N 205-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" и другими нормативными документами Банка России.

Первичные документы, поступающие в бухгалтерию кредитной организации, подлежат обязательной проверке. Проверка осуществляется по форме (полнота и правильность оформления документов, заполнения реквизитов) и содержанию (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей).

Прием и проверка отдельных первичных документов могут быть произведены с использованием средств вычислительной техники. Для этого внутренним распорядительным документом кредитной организации должен быть определен перечень сотрудников кредитной организации, получающих документы в электронном виде и осуществляющих прием и проверку первичных документов, используемых в бухгалтерском учете, под контролем главного бухгалтера кредитной организации.

Первичные документы, прошедшие обработку, должны иметь отметку, исключающую возможность их повторного использования: при ручной обработке - дату проводки, а при обработке на вычислительной технике - оттиск штампа сотрудника, ответственного за их обработку.

Документы, используемые при проведении безналичных расчетов:

- платежное поручение по форме 0401060;

- платежное требование по форме 0401061;

- заявление на аккредитив в рублях РФ по форме 0401063;

- мемориальный ордер (балансовый и внебалансовый);

- платежный ордер по форме 0401066;

- выписка по лицевому счету;

- инкассовое поручение по форме 0401071;

- извещение о постановке в картотеку по форме 0401075;

- заявление на аккредитив в иностранной валюте по форме, установленной кредитной организацией;

- уведомление о поступлении (зачислении) иностранной валюты на транзитный валютный счет по форме, установленной кредитной организацией;

- поручение на обязательную продажу по форме, установленной кредитной организацией;

- заявка на продажу и покупку иностранной валюты по форме, установленной организацией;

- банковский перевод в иностранной валюте по форме, установленной кредитной организацией.

Все формы документов, установленные кредитной организацией самостоятельно, должны быть утверждены внутренними распорядительными документами или предусмотрены в Учетной политике кредитной организации.

Мемориальные ордера применяются кредитной организацией для оформления операций по выдаче ссуд, начислению процентов, поступлению и выбытию основных средств, начислению амортизации основных средств, заработной платы и налогов, учету расходов, доходов, расчету прибыли, исправлению ошибок и других операций, а также при оформлении операций по внебалансовым счетам.

Мемориальные ордера могут использоваться кредитной организацией для списания со счетов клиентов комиссий за проведение операций в момент их совершения, когда применение платежных требований из-за необходимости их оформления печатью кредитной организации и подписями руководителя и главного бухгалтера кредитной организации не представляется возможным.

Для сокращения записей в лицевых счетах по большим массивам однотипных операций, формируемых программным путем, возможно составление сводных мемориальных ордеров. К таким операциям относятся операции, имеющие однородные признаки, а именно: списание средств по банковским картам на основании данных, полученных из платежных систем и процессинговых центров; списание комиссий за совершение операций по банковским картам; списание платы за расчетно-кассовое обслуживание, зачисление процентов и др.

На каждую группу однотипных операций, сформированных программным путем, формируется реестр документов за операционный день. Сводный мемориальный ордер формируется по кредиту счета.

Форма реестра документов, сформированных программным путем, и форма сводного мемориального ордера должны быть утверждены внутренним распорядительным документом кредитной организации или в составе Учетной политики кредитной организации.

Документы, используемые для оформления кассовых операций:

- объявление на взнос наличными по форме 0402001;

- книга учета принятых и выданных денег (ценностей) по форме Приложения N 4 к Положению N 199-П;

- справка о суммах принятой и выданной денежной наличности по форме Приложения N 5 к Положению N 199-П;

- журнал учета принятых сумок с ценностями и порожних сумок по форме Приложения N 6 к Положению N 199-П;

- справка о выданных инкассаторам сумках и явочных карточках по форме Приложения N 10 к Положению N 199-П;

- препроводительная ведомость к сумке с денежной наличностью по форме Приложения N 8 к Положению N 199-П;

- явочная карточка по форме Приложения N 9 к Положению N 199-П;

- справка о принятых сумках с денежной наличностью и порожних сумках по форме Приложения N 7 к Положению N 199-П;

- контрольная ведомость по пересчету денежной наличности по форме Приложения N 12 к Положению N 199-П;

- контрольный лист кассового работника по форме Приложения N 13 к Положению N 199-П;

- акт об излишках, недостачах банкнот в пачках по форме 0402145;

- сводная справка о кассовых оборотах по форме Приложения N 16 к Положению N 199- П;

- книга учета денежной наличности и других ценностей по форме Приложения N 17 к Положению N 199-П;

- доверенность инкассатору по форме Приложения N 19 к Положению N 199-П;

- доверенность старшему инкассатору по форме Приложения N 20 к Положению N 199-П;

- журнал выдачи и приема явочных карточек, печатей, ключей и доверенностей по форме Приложения N 21 к Положению N 199-П;

- мемориальный ордер по приему и выдаче ценностей и ярлык по форме 0402102;

- приходный кассовый ордер по форме Приложения N 23 к Положению N 199-П;

- расходный кассовый ордер по форме Приложения N 24 к Положению N 199-П;

- отчеты об операциях, проведенных в банкоматах, и распечатки журнальных лент банкоматов. Журнальная лента, содержащая распечатку всех операций, совершенных в банкомате, изымается из банкомата и передается на хранение в кассу после ее окончания;

- справка о приеме на экспертизу сомнительных денежных знаков (задержанных денежных знаков), имеющих явные признаки подделки, по форме Приложения N 29 к Положению N 199-П.

Документы, используемые для оформления хозяйственных операций:

- акт о приеме-передаче основных средств по форме ОС-1:

- акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств по форме ОС-3;

- акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) по форме ОС-4;

- акт о списании автотранспортных средств по форме ОС-4а;

- инвентарная карточка учета объекта основных средств по форме ОС-6;

- акт о приеме (поступлении) оборудования (форма ОС-14);

- акт о приеме-передаче оборудования в монтаж (форма ОС-15);

- акт о выявленных дефектах оборудования (форма ОС-16);

- карточка учета нематериальных активов (форма НМА-1);

- ведомость начисления амортизации (износа) по основным средствам по форме, установленной кредитной организацией;

- доверенность на получение материальных ценностей (форма М-2А);

- накладная на передачу (отпуск) материальных ценностей по форме, установленной кредитной организацией;

- книга (карточка) учета материалов на складе;

- требование на отпуск материальных ценностей по форме, установленной кредитной организацией;

- карточка для учета имущества стоимостью ниже установленного лимита;

- акт на передачу в использование имущества стоимостью ниже установленного лимита стоимости по форме, утвержденной кредитной организацией;

- акт на списание материальных ценностей (изданий) по форме, утвержденной кредитной организацией;

- инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (ТМФ N 3 инв-3);

- путевой лист по форме, установленной кредитной организацией, или форме 3 "Путевой лист легкового автомобиля";

- заявка на транспорт и журнал регистрации заявок на транспорт;

- счет-фактура, книга продаж, книга покупок в соответствии с формами, предусмотренными Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914;

- командировочное удостоверение по форме Т-10;

- авансовый отчет форма АО-1;

- служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении по форме Т-10а.

Отражение операций по основным средствам по формам ОС, утвержденным Росстатом, не является обязательным для кредитных организаций. Однако кредитная организация может использовать данные формы в той мере, в какой они удовлетворяют требованиям кредитной организации. Если кредитная организация примет решение об утверждении другой формы для отражения операций по основным средствам, то применение такой формы должно быть регламентировано внутренним распорядительным документом кредитной организации.

      Смотрите также

      Критерии признания выручки
      ПБУ 9/99 МСФО 18 а) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующи ...

      Порядок ведения депозитарного учета
      Депозитарная деятельность как вид профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг является деятельностью, лицензируемой Федеральной службой по финансовым рынкам. В соответствии с требованиями П ...

      Перечень документов, подлежащих утверждению кредитной организациейдля организации кассовой работы
      Документы, касающиеся организации кассовой работы: - положение о кассовом подразделении (документ, определяющий структуру кассового подразделения, количество касс и численность кассовых работников) ...