Поиск на сайте

Поиск на сайте

Денежные средства

Денежные средства представляют собой наиболее ликвидный актив. Денежные средства предприятия могут отражаться в балансе по строке "Денежные средства" только в том случае, когда на их использование не наложено никаких ограничений. При наличии ограничений они должны отражаться отдельно - как другие текущие активы (если срок ограничения меньше года (операционного цикла, если он длиннее)) или как нетекущие активы (если срок ограничения превышает этот период). При классификации денежных средств необходимо учитывать как намерения менеджеров предприятия по использованию денежных средств, так и внешние ограничения на их использование.

Можно купить Сусталайф в аптеках.

К денежным средствам относятся:

счета в банках;

наличность в кассе компании;

банковские переводные векселя;

денежные переводы;

чеки;

валюта.

Денежные средства предприятия могут разделяться на денежные средства на счетах в банках (cash in bank) и денежные средства в кассе (cash on hand). Предприятие может вести один или несколько счетов денежных средств в зависимости от степени детализации информации, обусловленной потребностями каждого конкретного предприятия. В балансе они обычно отражаются по одной строке - "Денежные средства" (Cash).

Вместе с денежными средствами в балансе могут отражаться эквиваленты денежных средств (cash equivalents).

Эквиваленты денежных средств - это легко реализуемые, высоколиквидные, низкорисковые ценные бумаги. Согласно американским стандартам срок их погашения должен быть меньше трех месяцев. Международные стандарты такого ограничения не накладывают.

Обычно счет денежных средств имеет дебетовое сальдо. Однако в случае перерасхода денежных средств (например, выписывается чек, а денежных средств на счете в банке недостаточно) этот счет может иметь и кредитовое сальдо. Такая ситуация называется банковский овердрафт (bank overdraft).

Банковский овердрафт - это перерасход денег по счету. Банковский овердрафт обычно классифицируется в балансе как кредиторская задолженность.

Как правило, в конце месяца производится выверка сальдо счета денежных средств (bank reconciliation): сальдо счета денежных средств сверяется с выпиской банка. Данная процедура необходима, поскольку остаток денежных средств по данным бухгалтерского учета предприятия отличается от остатка по банковской выписке. Это связано с тем, что некоторые операции, отраженные в бухгалтерском учете предприятия, еще не нашли отражения в выписке банка (например, предприятие выдало чек, отразило его по кредиту счета денежных средств, но чек еще не предъявлен в банк к оплате и не нашел отражения в выписке), и наоборот, некоторые операции, отраженные в выписке банка, еще не отражены в бухгалтерском учете (например, банк снял комиссию за обслуживание счета, но эта информация еще не отражена в бухгалтерском учете предприятия). Выверка сальдо счета денежных средств состоит в следующем:

к сальдо по банковской выписке прибавляются (вычитаются) суммы операций, прошедшие в учете предприятия, но не прошедшие по банковской выписке (выданные, но еще не предъявленные к оплате чеки; депозиты в пути);

к сальдо, отраженному в учете, прибавляются (вычитаются) суммы операций, прошедшие по банковской выписке, но не прошедшие в учете предприятия (сбор за обслуживание, проценты на остаток счета и др.). На эти суммы делаются дополнительные проводки.

Величины, полученные в результате обоих расчетов, должны совпадать и представляют собой выверенное сальдо счета денежных средств, которое отражается в балансе предприятия.

Интересна система ведения мелкой кассы (petty cash fund, imprest system). У предприятия обычно существуют регулярные мелкие расходы, которые удобно оплачивать наличными деньгами (оплата почтовых марок, уборки помещения, такси и т.п.). Для этих целей на предприятии держится небольшая сумма наличных денег, за которые отвечает определенный сотрудник. Устанавливается фиксированная величина мелкой кассы, которая периодически возмещается (например, один раз в неделю, в две недели или в месяц) на ту сумму, которая была потрачена. Выдача денег из мелкой кассы оформляется ваучерами, и в любой момент общая сумма оставшихся наличных денег и сумм, указанных в ваучерах, должна соответствовать фиксированной величине мелкой кассы. Например, фиксированная величина мелкой кассы - $100, и она пополняется 1-го числа каждого месяца. За месяц из мелкой кассы были оплачены расходы, оформленные ваучерами, на $80 (оставшиеся наличные деньги - $20). В следующем месяце, 1-го числа, мелкая касса будет пополнена на $80, что приведет к восстановлению ее фиксированной величины.

Согласно американской практике операции с мелкой кассой отражаются в учете следующим образом (для иллюстрации операций используем приведенный выше пример).

1. Образование мелкой кассы.

Мелкая касса 100

Денежные средства 100

2. Выдача денег из мелкой кассы, оформляемая ваучерами, не отражается.

3. Пополнение мелкой кассы.

Расходы 80

Денежные средства 80

Таким образом, счет мелкой кассы дебетуется один раз в момент образования и в последующих проводках не участвует. Данный счет будет изменяться только в случае принятия решения об изменении фиксированного размера мелкой кассы.

В Великобритании операции с мелкой кассой учитываются несколько иначе. В момент выдачи наличных денег делаются записи по дебету счетов соответствующих расходов и кредиту счета мелкой кассы; при пополнении мелкой кассы на сумму произведенных расходов дебетуется счет мелкой кассы и кредитуется счет денежных средств.

Общее изменение денежных средств и их эквивалентов за отчетный период (разница между величиной на начало и конец отчетного периода) расшифровывается в Отчете о движении денежных средств, где притоки и оттоки денежных средств классифицируются в разрезе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. Это позволяет пользователям финансовой отчетности получить информацию о причинах и суммах изменения денежных средств за отчетный период.

      Смотрите также

      Классификация расходов в налоговом учете
      В налоговом учете расходы делятся на расходы, связанные с производством и реализацией и внереализационные расходы. Расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя (ст. 253 НК РФ ...

      Добровольное страхование
      В бухгалтерском учете расходы на страхование не нормируются. Затраты на страхование признаются в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от того в какой момент денежные средства ...

      Общие положения
      Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденному Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, и п. 5 Положения по бухгалтерскому учету "Учет ...