Поиск на сайте

Поиск на сайте

Амортизация автотранспорта

Пункт 18 ПБУ 6/01 предоставляет организациям право выбора одного из четырех способов начисления амортизации в отношении каждой группы однородных объектов основных средств:

- линейный способ;

- способ уменьшаемого остатка;

- способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

http://help-insects.ru/ средство от клопов средства для уничтожения клопов в квартире.

- способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

В отношении транспортных средств, как правило, применяется способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

При этом способе списания стоимости начисление амортизационных отчислений производится согласно п. 19 ПБУ 6/01 исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств.

В п. 57 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств приведен следующий пример расчета амортизации вышеуказанным способом, а именно: приобретен автомобиль с предполагаемым пробегом до 400 тыс. км стоимостью 80 тыс. руб. В отчетном периоде пробег должен составить 5 тыс. км; следовательно, годовая сумма амортизационных отчислений исходя из соотношения первоначальной стоимости и предполагаемого объема продукции составит 1 тыс. руб. (5 тыс. км x 80 тыс. руб. : 400 тыс. км).

По нашему мнению, приведенный в вышеуказанных Методических указаниях пример не отражает сути рассматриваемого способа. Во-первых, в п. 19 ПБУ 6/01 речь идет только об одной предполагаемой величине - объеме продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств, то есть применительно к автотранспорту о предполагаемом пробеге за весь срок полезного использования автомобиля; а во-вторых, требование об определении годовой суммы амортизации установлено в ПБУ 6/01 только в отношении первых трех способов начисления амортизации (линейного, способа уменьшаемого остатка и способа списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования).

Исходя из этого, а также учитывая, что начисление амортизации осуществляется согласно п. 19 ПБУ 6/01 ежемесячно, под пробегом отчетного периода при определении суммы амортизации способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ), по нашему мнению, следует понимать фактический пробег отчетного месяца.

Пример. Организация приобрела автомобиль стоимостью 120 тыс. руб. Предполагаемый пробег за весь срок полезного использования - 400 тыс. км. За январь 2006 г. пробег автомобиля составил 700 км.

Сумма амортизационных отчислений за январь составляет 210 руб. (120 000 руб. : 400 000 км x 700 км).

Выбирая способ определения амортизации в отношении отдельной группы автотранспортных средств и устанавливая срок полезного использования конкретного объекта, необходимо помнить о существенных различиях в бухгалтерском и налоговом учете амортизации основных средств.

Так, в отличие от ПБУ 6/01, устанавливающего четыре возможных способа начисления амортизации, п. 1 ст. 259 НК РФ допускает применение линейного или нелинейного метода.

Выбранный налогоплательщиком метод начисления амортизации применяется в отношении объекта имущества, входящего в состав соответствующей амортизационной группы, и не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации по этому объекту.

Пример. Организация приобрела автомобиль, стоимость которого в налоговом учете составляет 120 тыс. руб. В налоговом учете автомобиль амортизируется линейным методом. Срок полезного использования установлен в четыре года.

Ежемесячный размер амортизационных отчислений для целей налогового учета составит 2500 руб. (120 000 руб. : 48 мес.).

Согласно п. 9 ст. 259 НК РФ по легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам, имеющим первоначальную стоимость соответственно более 300 тыс. руб. и 400 тыс. руб., основная норма амортизации применяется со специальным коэффициентом 0,5.

В случае несовпадения сумм амортизации, начисленной в бухгалтерском и налоговом учете, возникающие разницы должны учитываться в бухгалтерском учете в порядке, установленном ПБУ 18/02.

Если амортизационные отчисления, начисленные для целей бухгалтерского учета, превышают амортизационные отчисления, рассчитанные для целей налогообложения, возникают вычитаемые временные разницы, а в обратной ситуации - налогооблагаемые временные разницы.

Вычитаемые временные разницы приводят к образованию отложенного налога на прибыль, который должен уменьшить сумму налога на прибыль, подлежащего уплате в следующем отчетном периоде (периодах). Эта часть отложенного налога на прибыль именуется отложенным налоговым активом и отражается в бухгалтерском учете следующим образом:

Д-т 09 "Отложенные налоговые активы" К-т 68.

На сумму отложенного налога на прибыль, рассчитанного исходя из налогооблагаемых временных разниц (отложенного налогового обязательства), в учете оформляется следующая проводка:

Д-т 68 К-т 77 "Отложенные налоговые обязательства".

Пример. Стоимость объекта в бухгалтерском и налоговом учете составляет 120 000 руб.

В бухгалтерском учете амортизация начисляется пропорционально объему продукции (работ), в налоговом учете - линейным методом. Срок полезного использования определен в четыре года.

Предполагаемый пробег за весь срок полезного использования - 400 тыс. км. В отчетном периоде пробег автомобиля составил 700 км.

Автомобиль используется для нужд вспомогательного производства.

Сумма амортизационных отчислений в бухгалтерском учете составила 210 руб. (120 000 руб. : 400 000 км x 700 км), в налоговом учете - 2500 руб. (120 000 руб. : 48 мес.).

Поскольку сумма амортизации для целей налогового учета превышает сумму амортизации, начисленную в учете бухгалтерском, возникает налогооблагаемая временная разница, которая приводит к образованию отложенного налогового обязательства.

В бухгалтерском учете будут оформлены проводки:

Д-т 23 "Вспомогательные производства" К-т 02 - на сумму начисленной в бухгалтерском учете амортизации - 210 руб.;

Д-т 68 К-т 77 - на сумму отложенного налогового обязательства - 550 руб. [(2500 руб. - 210 руб.) x 24%].

Допустим, что в следующем отчетном периоде пробег составит 12 000 км. Сумма амортизации для целей бухгалтерского учета составит:

120 000 руб. : 400 000 км x 12 000 км = 3600 руб.

Определим разницу между бухгалтерской и налоговой амортизацией:

3600 руб. - 2500 руб. = 1100 руб.

Сумма отложенного налога на прибыль составит:

1100 руб. x 24% = 264 руб.

В бухгалтерском учете оформляются проводки:

Д-т 23 К-т 02 - на сумму начисленной в бухгалтерском учете амортизации - 3600 руб.;

Д-т 77 К-т 68 - на сумму погашения отложенного налогового обязательства - 264 руб.

      Смотрите также

      Порядок документооборота
      В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" своевременное и достоверное создание первичных документов, передача их в установленном порядке и сроки для отражения в бухгал ...

      Выпуск карт с разрешенным овердрафтом в рамках зарплатных проектов
      Для реализации проектов выдачи карт с разрешенным овердрафтом сотрудникам организаций в рамках зарплатных проектов уполномоченный орган кредитной организации (правление, кредитный комитет) устанав ...

      Учет операций с ценными бумагами
      Порядок проведения и бухгалтерского учета операций с ценными бумагами, к которым в соответствии с Гражданским кодексом РФ относятся облигации, акции, депозитные и сберегательные сертификаты, вексе ...