Поиск на сайте

Поиск на сайте

Нормы расхода топлива

Норма расхода топлива (или смазочного материала) применительно к автотранспорту подразумевает установленное значение меры его потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки и модификации.

Значения базовых норм расхода топлива для автомобильного подвижного состава общего назначения, норм расхода топлива на работу специальных автомобилей приведены в Руководящем документе Р 3112194-0366-03 "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", утвержденном Минтрансом России 29.04.2003 (далее - Руководящий документ), который действует до 1 января 2008 г.

Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для расчетов нормируемого значения расхода топлива, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других транспортных работ, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, осуществления расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортных средств, водителями и т.д.

Из данного определения норм расхода топлива и смазочных материалов, приведенного в Руководящем документе, не совсем понятно, что подразумевается под использованием норм расхода топлива для осуществления расчетов по налогообложению предприятий. Дело в том, что гл. 25 НК РФ не содержит положений, ограничивающих принятие к учету для целей налогообложения расходов топлива и смазочных материалов. Из расходов по содержанию автотранспорта нормированию для целей налогообложения подлежат только расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ), то есть к налогообложению прибыли Руководящий документ отношения не имеет.

Тем не менее читателям следует иметь в виду, что согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами организации, принимаемыми для целей налогообложения, признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Поэтому не исключено, что при проверках обоснованности произведенных затрат налоговые органы будут ориентироваться на Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте, установленные Руководящим документом. И в случае слишком больших расхождений организации придется доказывать экономическую обоснованность этих расходов.

О необходимости учитывать при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте сказано, в частности, в Письме Минфина России от 04.05.2005 N 03-03-01-04/1/223.

В то же время, поскольку гл. 25 НК РФ прямо не предусматривает нормирование расходов на ГСМ для целей налогообложения прибыли исходя из норм, утвержденных Минтрансом России, по нашему мнению, организации вправе использовать свои нормы, разработанные ими с учетом специфики своей деятельности исходя из соответствующей технической документации. Главное, чтобы эти нормы были экономически обоснованны.

ПБУ 10/99, устанавливающее правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах организаций, также не содержит каких-либо положений о нормировании расходов на ГСМ, из чего можно заключить, что установленные Руководящим документом нормы расхода топлива носят рекомендательный характер и не обязательны для применения.

Организации могут использовать Руководящий документ для целей контроля расхода топлива и его экономии. Решение о применении для целей бухгалтерского учета и налогообложения вышеуказанных Норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте или норм, самостоятельно разработанных организацией на основе данного документа и с учетом технических характеристик эксплуатируемого транспорта, должно быть зафиксировано в учетной политике организации.

Рассмотрим порядок расчета нормируемого расхода топлива на примерах.

В соответствии с Руководящим документом различаются базовое значение расхода топлива, которое определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы, и расчетное нормативное значение расхода топлива, которое учитывает выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля.

Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится с помощью поправочных коэффициентов, регламентированных в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы (их значения устанавливаются распоряжением руководителей предприятий, эксплуатирующих автотранспортные средства, или руководителями местных администраций).

Так, например, нормы расхода топлива повышаются при работе автотранспорта в зимнее время года (в зависимости от климатических районов страны - от 5 до 20%), на дорогах общего пользования в горных местностях, на дорогах общего пользования со сложным планом, в городах и поселках городского типа (в зависимости от численности населения) и т.д.

Нормы расхода топлива и смазочных материалов могут снижаться при работе на дорогах общего пользования за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 м) на дорогах I, II и III категорий - до 15%.

При необходимости применения одновременно нескольких надбавок нормы расхода топлива и смазочных материалов устанавливаются с учетом суммы или разности этих надбавок.

В качестве примера рассчитаем нормируемое значение расхода топлива для легкового автомобиля.

В соответствии с разд. 1.1 Руководящего документа для легковых автомобилей нормируемое значение расхода топлива рассчитывается согласно следующему соотношению:

Q = 0,01 x Н x S x (1 + 0,01 x D),

где Q - нормативный расход топлив, л;

Н - базовая норма расхода топлив на пробег автомобиля, л/100 км;

S - пробег автомобиля, км;

D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в процентах.

Пример. На балансе торговой организации числится легковой автомобиль УАЗ-469. Из путевого листа установлено, что автомобиль обслуживал торговую точку, расположенную в горной местности на высоте 850 м, и совершил пробег 90 км.

Согласно Руководящему документу:

базовая норма расхода топлива (Н ) для легкового автомобиля

УАЗ-469 составляет 16,0 л/100 км;

надбавка за работу в горной местности на высоте над уровнем моря от 801 до 2000 м (D) - 10%.

Нормируемый расход топлива составляет 15,84 л [0,01 x 16,0 x 90 x (1 + 0,01 x 10)].

Пример. Организация общественного питания (кафе-ресторан) использует для доставки обедов клиентам легковой автомобиль ИЖ-2717. Автомобиль эксплуатируется в городе с населением 400 тыс. человек в зимнее время. Из путевого листа установлено, что автомобиль совершил пробег 60 км.

Согласно Руководящему документу:

базовая норма расхода топлива (Н ) для легкового автомобиля

ИЖ-2717 составляет 9,4 л/100 км;

надбавка за работу в городе с населением от 250 тыс. до 1,0 млн человек - 15%;

надбавка за работу в зимнее время - 10%.

Нормируемый расход топлива составляет 7,05 л [0,01 x 9,4 x 60 x (1 + 0,01 x 25)].

      Смотрите также

      Учет операций в иностранной валюте
      Среди особенностей учета операций в иностранной валюте выделяется необходимость пересчета активов и обязательств, выраженных в инвалюте, в рубли и учета курсовых разниц. В международных стандартах ...

      Долги, нереальные для взыскания
      Если организация обратилась в суд за истребованием дебиторской задолженности и решение суда было положительным, то срок течения исковой давности прерывается (ст. 203 ГК РФ, ст. 85 АП РФ). В бухга ...

      Документальное оформление
      Документальное оформление выбытия основных средств осуществляется с использованием Унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств, утвержденных Постановлением Госком ...