Правила эксплуатации автотранспорта и ответственность за их нарушение
Организации и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие автотранспортные средства, обязаны соблюдать правила безопасности дорожного движения.
Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, определены в ст. 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", согласно п. 1 которой юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:
- организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;
- соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;
- создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
- анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;
- организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
- обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения;
- обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Согласно ст. 31 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения влечет в установленном порядке дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность.
Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения установлена гл. 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) .
Так, ст. 12.31 КоАП РФ устанавливает ответственность организации за выпуск на линию транспортного средства, не прошедшего государственного технического осмотра.
Согласно ч. 1 ст. 12.31 КоАП РФ за выпуск на линию транспортного средства, не прошедшего государственного технического осмотра, на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, налагается административный штраф в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда <*> (МРОТ).
<*> Размеры административных штрафов здесь и далее по тексту приведены по состоянию на 15 марта 2007 г.
Выпуск на линию транспортного средства, имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация, или переоборудованного без соответствующего разрешения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере от пяти до десяти МРОТ (ч. 2 ст. 12.31 КоАП РФ).
За допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения либо не имеющего права управления транспортным средством, на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, налагается штраф в размере от пяти до десяти МРОТ (ст. 12.32 КоАП РФ).
При применении положений гл. 12 КоАП РФ следует учитывать разъяснения, данные Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 18).
Так, ст. 12.37 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Согласно ч. 1 ст. 12.37 КоАП РФ управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а равно управление транспортным средством с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в данном страховом полисе водителями влечет наложение административного штрафа в размере трех МРОТ.
Неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до восьми МРОТ (ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ).
В п. 10 Постановления N 18 разъяснено, что при пересмотре постановлений органов ГИБДД по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.37 КоАП РФ, судам надлежит исходить из того, что неисполнение владельцем транспортного средства обязанности по страхованию гражданской ответственности, установленной ст. 4 Закона об обязательном страховании, а также управление транспортным средством, владелец которого не исполнил обязанность по страхованию, подлежат квалификации по ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ, а управление транспортным средством с нарушением условий договора об обязательном страховании, содержащихся в страховом полисе, в том числе управление транспортным средством лицом, не указанным в страховом полисе, - по ч. 1 вышеназванной статьи КоАП РФ.
Проверяя обоснованность привлечения лица к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ, судам следует принимать во внимание положения ст. 10 вышеназванного Закона о том, что договор обязательного страхования не прекращает своего действия в течение 30 дней по истечении периода страхования, если страхователь не позднее чем за два месяца до окончания срока действия договора не заявил о его расторжении.
Согласно п. 11 Постановления N 18 в случае, если владелец транспортного средства выполнил обязанность по страхованию своей гражданской ответственности, однако на момент проведения проверки у водителя отсутствовал страховой полис, его действия должны квалифицироваться по ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ (как управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, которое влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере одной второй МРОТ).
При этом водитель несет административную ответственность независимо от того, управляет он транспортным средством по доверенности, договору аренды либо на ином законном основании.
В табл. 3 представлены виды нарушений, ответственность за которые предусмотрена для должностных лиц и организаций.
Таблица 3
Административная ответственность <*>
Нарушение |
Ответственность |
Статья |
Установка на |
Наложение |
Ч. 3 ст. 12.2 |
Установка на передней
части транспортного |
Наложение |
Ч. 1 ст. 12.4 |
Установка на |
Наложение |
Ч. 2 ст. 12.4 |
Незаконное нанесение на
наружные поверхности |
Наложение |
Ч. 3 ст. 12.4 |
Нарушение правил |
Наложение |
Ч. 2 |
Выпуск на линию |
Наложение |
Ч. 1 |
Выпуск на линию |
Наложение |
Ч. 2 |
Выпуск на линию |
Наложение |
Ч. 3 |
Выпуск на линию |
Наложение |
Ч. 4 |
Допуск к управлению
транспортным средством
водителя, находящегося в
состоянии опьянения либо
не имеющего права |
Наложение |
Ст. 12.32 |
Повреждение дорог,
железнодорожных переездов
или других дорожных |
Наложение |
Ст. 12.33 |
Нарушение правил |
Наложение |
Ст. 12.34 |
Применение к владельцам
и водителям транспортных
средств, другим |
Наложение |
Ст. 12.35 |
Блокировка колес, |
Наложение |
Ст. 12.36 |
Неисполнение владельцем
транспортного средства
установленной федеральным
законом обязанности по
страхованию своей |
Наложение |
Ч. 2 |
<*> По состоянию на 15 марта 2007 г.
Меры уголовной ответственности за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта предусмотрены гл. 27 УК РФ.
Так, согласно ч. 1 ст. 266 УК РФ выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств лицом, ответственным за техническое состояние транспортных средств, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет (ч. 2 ст. 266 УК РФ).
Деяния, предусмотренные ч. 1 ст. 266 УК РФ, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, наказываются лишением свободы на срок до семи лет (ч. 3 ст. 266 УК РФ).
Смотрите также
Классификационные группы основных средств по предметному признаку
По МСФО 16
По ПБУ 6/01
земля;
здания;
производственное оборудование;
суда;
самолеты;
иные транспортные средства;
мебель и прочие принад ...
Переводы без открытия счета из Российской Федерации
Переводы из Российской Федерации иностранной валюты и рублей РФ осуществляются
физическим лицом (его представителем) при предъявлении следующих документов:
- документа, удостоверяющего личность;
- ...
Надбавка за профессиональное мастерство водителям легковыхавтомобилей,
автобусов и других транспортных средств
Водителям легковых автомобилей, автобусов и других транспортных средств, принадлежащих
или арендованных кредитной организацией, имеющим большой стаж вождения, за высокое
качество обслуживания, хор ...