Поиск на сайте

Поиск на сайте

Соотношение школ бухгалтерского учета

Аспекты
учета

Для двоих интим магазин щербинка http://www.dlya-dvoih.ru/.

Итальянская
школа
(юридическое
направление)

Французская
школа
(экономическое
направление)

Немецкая
школа
(процедурный
аспект)

Англо-американская
школа
(психологический
аспект)

1

2

3

4

5

1. Цель
учета

Контроль лиц,
участвующих в
хозяйственном
процессе

Эффективность
использования
ресурсов
предприятия

Выработка
рациональных
учетных
процедур

Контроль
администрации

2. Предмет
учета

Права и
обязанности
лиц

Ресурсы

Процедуры

Поведение
администрации

3. Объект
учета

Документы

Ценности

Ценности

Ценности

4. Базовая
наука

Право

Политическая
экономия

Математика

Психология

5. Баланс
(содержание)

Равенство
прав и
обязательств

Равенство.
поступлений и
выдач (доходов
и расходов)

Равенство
дебетовых и
кредитовых
сальдо

Равенство средств
с кредиторской
задолженностью и
капиталом

6. Баланс
(отношение к
счетам)

Вытекает из
счетов

Вытекает из
счетов

Счета
вытекают из
баланса

Не принципиально

7. Оценка

Продажные
цены

Себестоимость

Не
принципиально

Свободный выбор по
цели управления

8. Счета по
содержанию

Только личные
(расчетов)

Только
инвентарные и
операционные

Активно-
пассивные

Экраны

9. Счета по
структуре и
назначению

Один ряд

Один ряд

Два ряда

Не принципиально

10. Причина
двойной
записи

Смена прав и
обязанностей

Обмен
ценностями

Вытекает из
баланса

Не принципиально
(не
рассматривается)

11. Метод

Индукция (от
частного к
общему)

Индукция

Дедукция (от
общего к
частному)

Индукция

12. Границы
учета

Микроучет

Микроучет и
макроучет

Микроучет и
макроучет

Микроучет

Влияние перечисленных школ не ограничивалось территорией их собственных стран. Итальянская школа была широко известна во многих странах Европы, французская оказала значительное влияние на некоторых представителей немецкой школы. Немецкая школа сыграла большую роль в формировании бухгалтерского учета скандинавских стран и России. Англо-американская школа широко распространена в таких странах, как США, Великобритания, Канада, Индия, Япония и др.

Основополагающие научные школы сыграли большую роль в становлении бухгалтерского учета и бухгалтерской науки в России. Начиная с XVIII в. на русский язык стали активно переводиться научные труды итальянских, французских, английских и немецких ученых. Наибольшее влияние на формирование русской мысли оказала немецкая школа. Вместе с тем в России сложилась своя интерпретация заимствованных идей. XIX в. знаменовал зарождение отечественной школы бухгалтерского учета. Среди первых русских ученых - К.И. Арнольд, Э.А. Мудров, И.С. Вавилов, А.В. Прокофьев, Ф.В. Езерский, И.П. Шмелев и др. Дальнейшее развитие отечественного учета ознаменовалось работами Н.А. Блатова, А.М. Галагана, А.П. Рудановского, Н.А. Леонтьева, В.Н. Кипарисова и др. В настоящее время российская школа бухгалтерского учета базируется на трудах А.С. Бакаева, П.С. Безруких, В.Г. Гетьмана, В.Б. Ивашкевича, А.Ш. Маргулиса, А.М. Островского, В.Ф. Палия, В.И. Петровой, Я.В. Соколова, О.В. Соловьевой, А.Д. Шеремета, Л.3. Шнейдмана и многих других ученых.

В процессе эволюции бухгалтерской науки основополагающие школы сменяли друг друга в следующем порядке:

итальянская,

французская,

немецкая,

англо-американская.

Итальянская школа преобладала с XV до XVII в. Именно она создала основные категории бухгалтерского учета: баланс, счета, двойную запись. Французская школа доминировала с XVII по XIX вв. В ее рамках были сформулированы идеи синтетического и аналитического учета, разработана система регистров бухгалтерского учета. Немецкая школа имела наибольшее влияние в первой половине XX в. Ее представителями были предложены процедурные подходы к решению многих учетных задач, а также приемы трансформации учетных данных в условиях инфляции. Начиная со второй половины XX в. лидером становится англо-американская школа, которая и в настоящее время продолжает влиять на развитие теории бухгалтерского учета во всем мире.

Началом формирования теоретических воззрений англо-американской школы ее представители считают 20-е годы XX в. Первые попытки разработки принципов бухгалтерского учета были сделаны Х. Хендерсоном и Ч. Пейрсоном [37]. В основе их исследований лежал эмпирический подход: "практика - теория - практика". Другими учеными использовались иные научные подходы. Например, К. Поппер [43] считал, что в основе любой науки, в частности бухгалтерии, должны лежать два критерия: верификация (проверка практикой) и фальсификация (возможность опровержений). Т. Кун [38] положил в основу теории идею парадигмы - некой общности взглядов, которая господствует в данную эпоху в науке. П. Фейерабенд [35] считал, что развитие науки происходит анархически в результате столкновения различных научных идей. Исследования в области бухгалтерского учета носили как индивидуальный, так и коллективный характер. Первым итогом коллективной работы было "Временное положение о принципах бухгалтерского учета", опубликованное в 1936 г. Американской бухгалтерской ассоциацией [18]. В результате научных исследований уже в первой половине XX в. были выдвинуты бухгалтерские постулаты, получившие впоследствии признание во всем мире:

- непрерывно функционирующее предприятие;

- самостоятельно хозяйствующий субъект;

- затраты в качестве исходной оценки;

- метод начислений;

- бухгалтерский баланс как средство представления финансового состояния предприятия и другие.

Вторая половина XX в. связана с развитием двух концепций бухгалтерского учета: нормативной и позитивной. Нормативная теория бухгалтерского учета, называемая еще предписывающей, доминирует в 50-е - 70-е гг. XX в. Как основополагающие здесь можно выделить труды Эдварда и Бела [34], Бедфорда [32], Американской бухгалтерской ассоциации и др. Нормативная теория характерна выработкой методологии учета на базе некоторой субъективной заявленной в ней цели. К таким целям относились, например, учет по современной стоимости, учет по цене замещения, учет по себестоимости с корректировкой на уровень цен, учет по цене выбытия. Нормативная теория выдвигала два основных условия: логической непротиворечивости используемых в теории идей и полезности учетной информации для принятия решений. Основой нормативной теории было предположение существования общественного интереса, например интереса менеджера в максимизации получаемой фирмой прибыли.

Таким образом, нормативная теория скорее регламентировала то, что должно быть, чем объясняла то, что существует в реальности. Такая концепция была объектом непрекращающейся критики и не получила широкого признания.

Позитивная теория бухгалтерского учета, пришедшая на смену нормативной в 70-е гг. XX в., раскрыта в трудах Р. Ваттса и Ж. Циммермана [49]. В отличие от нормативной позитивная теория охватила то, что существует в реальности, поэтому она называется еще описывающей. Концептуально позитивная теория содержит две основные гипотезы, отражающие объективную реальность:

- всякое социальное явление является исключительно следствием индивидуальных процессов принятия решений;

- каждый индивид принимает решение исключительно с целью максимизации личной выгоды.

Последнее относится к акционерам, кредиторам, менеджерам, наемным работникам. Поэтому менеджер, по позитивной теории (в отличие от того, что утверждает нормативная теория), стремится максимизировать не прибыль фирмы, а собственную выгоду. При разработке учетных стандартов позитивная теория ставит задачу объяснить, почему фирмы используют те или иные методы, и исследовать воздействие альтернативных правил оценки на стоимость фирмы и благосостояние управляющих. С точки зрения Р. Ваттса и Ж. Циммермана, теория бухгалтерского учета должна быть свободна от оценочных суждений, цель ее - объяснить и прогнозировать учетную практику. Основу позитивной теории составляют исключительно экономические соображения. Ее конечная цель состоит в создании учетных стандартов в прямой связи с возможным лоббированием их предприятиями, так как рекомендуемые учетные стандарты так или иначе влияют на их финансовые потоки. Популярность позитивной теории бухгалтерского учета в настоящее время так велика, что ее по праву можно назвать главенствующей парадигмой современной бухгалтерской науки.

Очевидно, что появление бухгалтерской науки было результатом спроса на нее хозяйственной практики. В то же время принятые правила на практике выявили противоречия, тем самым стимулировав творческий процесс развития учетной теории. Различные подходы к исследованиям и множество практических ситуаций обусловили различные точки зрения на теорию и практику бухгалтерского учета. Конкурируя друг с другом, различные концепции дополняли и продолжают дополнять друг друга. В то же время глобализация экономики требовала единой, последовательной теории, с помощью которой можно было бы оценивать множество существующих на практике процедур.

При всем многообразии воззрений теоретические разработки в области бухгалтерского учета способствовали выработке общей концепции бухгалтерского учета и единых принципов его построения в рамках конкретной учетной школы. Это положительно сказалось на процессе стандартизации бухгалтерского учета. Насущная потребность в единообразии финансовой информации о деятельности различных компаний созрела в обществе к началу XX в., а использование научных концепций сделало ее реализацию возможной.

      Смотрите также

      Доплата за расширение зон обслуживанияили увеличение объема выполняемых работ
      Работники кредитной организации наряду с выполнением своей основной работы, обусловленной трудовым договором, могут привлекаться к выполнению дополнительного объема работы по одной и той же должно ...

      Выплата стоимости горюче-смазочных материалов при использованииличного автотранспорта для поездки в служебную командировку
      При выезде в командировку на личном автотранспорте сотруднику кредитной организации на основании его заявления может быть выплачена стоимость горюче-смазочных материалов, использованных для поездк ...

      Объективные причины различий национальных систем бухгалтерского учета
      Различия национальных систем бухгалтерского учета вызваны объективными обстоятельствами. Перечислим те из них, которые, на наш взгляд, представляются наиболее важными. 1. Влияние теоретических конц ...