Основные типы крупных корпоративных структур России
Тип корпоративной |
Примеры |
Число |
Акционерные компании,
учрежденные государством
и приватизированные |
РАО "Газпром",
РАО "ЕЭС Россия",
ЗАО "Алмазы России - Саха",
РАО "Норильский никель",
"АвтоВАЗ", ОАО "ГАЗ",
"РКК "Энергия", 13 ВИНК
(вертикально |
Около 40 |
Государственные компании |
ГКНПЦ имени М. Хруничева, "ТВЭЛ", концерн "Сплав", "Росэнергоатом", несколько федеральных центров |
Около 30 |
Частные корпорации на
основе крупных |
"Уралмашзаводы" (включая "Ижорские заводы"), группа "Сибирский алюминий", компания "Балтика", концерн "Красный Октябрь", "Энергомашкорпорация" |
Около 50 |
Региональные |
В Москве, Таганроге, Башкортостане, Красноярске, Самаре, Нижнем Новгороде, Воронеже, Иркутске |
Около 50 |
Кооперативные структуры под эгидой федеральных ведомств |
МПС, Минатом, РКА, Госинкор, Росконтракт |
Около 20 |
Финансово-промышленные
группы, созданные в |
"Оборонительные системы", "Контур", "Точность", "Нефтехимпром", "Морская техника", "Двигатели НК", "Промприбор", "Интерхимпром" |
Более 80 |
ТНК (транснациональные компании) на российском рынке |
ABB, UTS, GE, Coca Cola,
Pepsi Cola, |
Около 50 |
Кооперативные структуры,
в том числе оболочные и
сетевые, на основе |
TWG (толлинг), "Довгань" (франчайзинг) |
Назвать |
Многоотраслевые |
Группы Инкомбанка, банков "Российский кредит", СБС-АГРО и "Мост", "Роспром-Юкос", "Интеррос", "Альфа-групп", "ЛогоВАЗ - Объединенный банк" |
До 15 |
По мнению В. Палия, лишь 200 крупных российских компаний имеют в настоящее время необходимость напрямую использовать МСФО [31]. Однако большинство этих компаний являются транснациональными корпорациями, и вместе с дочерними организациями их число составляет чуть более 3 тыс. В масштабах России это количество, разумеется, невелико, но необходимо учитывать, что на долю крупнейших компаний приходится наибольший экономический потенциал, подавляющая часть ВВП, налоговых платежей и задолженности перед бюджетом. Характерен тот факт, что почти половину дивидендов государству от его участия в 3900 акционерных обществах в 2002 г. выплатили всего 275 обществ, при этом около 90% общей суммы дивидендов начислены лишь крупнейшими АО, такими, как РАО "ЕЭС", "Связьинвест", "Газпром". Доходы указанных корпораций по сравнению с остальными предприятиями характеризуются, например, соотношением поступлений налогов и сборов в бюджет, представленным на рисунке 1.3 (по данным Госкомстата России за 2002 г.).
Развитие современных отечественных предприятий характеризуется усилением влияния на экономику страны крупных корпоративных структур, общие экономические показатели которых приближаются к международным стандартам.
Наличие в России крупных негосударственных корпораций, структура которых близка к корпорациям развитых стран, и возрастающий их вес в экономике страны свидетельствуют в пользу взвешенных решений, но не промедления на пути адаптации отечественного учета к требованиям МСФО.
Наряду с этим имеются реальные препятствия адаптации бухгалтерского учета в России к МСФО. В их числе необходимо отметить основные:
- малое число корпораций мирового класса, способных к конкуренции в глобальном масштабе и включаемых в основные мировые рейтинги или ценные бумаги которых продаются на ведущих фондовых площадках мира;
- низкие уставные капиталы и рыночная капитализация, недооценка большинства российских корпораций;
- малое число компаний, которые провели системную (корпоративную и финансовую) реструктуризацию бизнеса;
- неустойчивая и неэффективная структура собственности большинства АО;
- низкие конкурентоспособность и платежеспособный спрос при довольно удовлетворительном качестве многих видов продукции;
- запущенность корпоративного правления, выражающаяся прежде всего в низкой информационной прозрачности;
- острые конфликты и скандалы на многих российских предприятиях, включая отношения компаний и государства, менеджеров и акционеров, крупных и мелких акционеров, компаний и их партнеров.
Было бы ошибочно недооценивать и менталитет российских пользователей финансовой отчетности. Одной из наиболее значимых групп пользователей отчетности в мировой практике являются инвесторы (акционеры, собственники предприятия). Большинство потенциальных и реальных собственников на Западе мало знакомы с деятельностью предприятия и получают всю информацию о его положении только из финансовой отчетности, которая подготавливается наемной администрацией. В этом и заключается главная цель финансовой отчетности - сформировать информацию для принятия решений пользователями. Характерной особенностью российских предприятий является то, что большинство работающих там менеджеров одновременно являются их собственниками. Так, статистические опросы среди крупных менеджеров показывают, что четверть опрошенных владеют 50% акций своего предприятия, а на высшем уровне управления находится 80% собственников. Это означает, что в отличие от зарубежного инвестора российскому доступна не только финансовая, но и управленческая информация о компании. Это в большой степени снижает ценность финансовой отчетности в отношении принятия решений отечественными инвесторами.
Незначителен интерес к информации, содержащейся в финансовой отчетности, и у других групп российских пользователей. В таблице 1.9 приведены результаты опроса руководителей отечественных предприятий относительно их мнения о ценности информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности [31].
Таблица 1.9
Вопросы |
Ответы |
Как часто Вы обращаетесь к отчетности партнеров? |
36% - никогда, 29% - редко, 21% - обычно, 13% - всегда, 1% - затруднились с ответом |
Полезна ли информация,
содержащаяся в отчетности, для
пользователей своего |
2% - совсем бесполезная, 31% - не очень полезная, 43% - довольно полезная, 20% - очень полезная |
Полезна ли информация, содержащаяся в отчетности, для внешних пользователей? |
57% - не очень полезная, 26% - затруднились ответить, 17% - полезная |
Интересуются ли составители отчетности информационными запросами пользователей? |
58% - не интересуются, 37% - затруднились ответить, 5% - интересуются |
Как видно из данных таблицы 1.9, более половины руководителей российских организаций не обращаются к финансовой отчетности своих партнеров. В значительной степени это связано с недостаточным качеством информации, содержащейся в отчетности отечественных предприятий, ее направленностью на удовлетворение информационных запросов доминирующей в России группы пользователей - налоговых и других контролирующих структур.
Адаптация бухгалтерского учета в России к требованиям МСФО связана и с особенностями менталитета российских бухгалтеров. Российский бухгалтер традиционно выполнял, главным образом, счетоводческие функции, руководствуясь централизованными нормативными документами, подробными инструкциями, не оставляющими места творчеству. Поэтому нужно время на то, чтобы он преодолел эту зависимость и научился формировать и отстаивать свое профессиональное суждение о фактах хозяйственно-финансовой деятельности и их признании в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности. Практика показывает, что бухгалтеры не научились извлекать экономические выгоды для своего предприятия от возможности использования альтернативных способов начисления амортизации имущества, оценки активов, затрат на производство и продажи продуктов труда. Судя по опросам, подавляющее большинство бухгалтеров хотели бы иметь единые правила отражения в отчетности активов и обязательств, доходов и расходов, в первую очередь, в связи с возможными конфликтами с налоговыми структурами. Ситуация усугубляется и тем, что во многих случаях отсутствует механизм реализации профессионального суждения бухгалтера на практике.
Изложенное лишний раз подтверждает наличие факторов, стимулирующих и тормозящих процесс адаптации к МСФО. В таблице 1.10 систематизируются такие факторы.
Таблица 1.10
Признак |
Факторы, |
Факторы, препятствующие адаптации бухгалтерского учета в России к МСФО |
Корпоративное |
Наличие крупных |
Малое число корпораций
мирового класса, |
Пользователи |
Наличие и высокая |
Подавляющее большинство
организаций, ориентирующих
финансовую отчетность лишь
на потребности налоговых
служб и не |
Участие |
Тенденции к росту |
Неустойчивость российской
экономики переходного
периода, кризисы, |
Министерством финансов РФ утвержден долгосрочный план развития бухгалтерского учета в России на период до 2010 г. [11]. Целью этого плана является создание "системы бухгалтерского учета, совместимой с МСФО". Предполагается внедрение в российскую практику новых ПБУ. Таким образом, система российских ПБУ будет охватывать все объекты, регламентируемые международными стандартами. Вместе с тем очевидно, что факторы, препятствующие процессу адаптации отечественного бухгалтерского учета к МСФО, будут отрицательно сказываться на внедрении новых отечественных ПБУ, реализующих, в частности, задачи соответствия показателей отчетности российских организаций требованиям МСФО.
Программа реформирования бухгалтерского учета в России в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности предусматривает разработку новых и обновление ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету. Приказом министра финансов Российской Федерации от 01.07.2004 N 180 одобрена Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2004 - 2010 гг.), которая нацеливает на активизацию использования МСФО в процессе реформирования отечественного учета. Вместе с тем Концепцией не предусматривается форсирование внедрения МСФО в отечественную практику и полная замена в среднесрочной перспективе отечественных стандартов по бухгалтерскому учету на международные. Более того, в Концепции отмечается опасность подобного форсирования, поскольку любые изменения в бухгалтерском учете и отчетности вне связи с изменениями в хозяйственном механизме и реальным функционированием рыночных институтов могут привести к снижению качества финансовой информации, дискредитации МСФО и ослаблению финансовой дисциплины. Изменения в российском бухгалтерском учете и переход на МСФО в соответствии с Концепцией должны происходить постепенно с учетом возможностей, потребностей и готовности профессиональной общественности и органов государственной власти, что может потребовать времени для практической отработки новых методов и процедур сбора информации. Исходя из изложенного в среднесрочной перспективе индивидуальная бухгалтерская отчетность хозяйствующих субъектов должна будет составляться по российским стандартам. Лишь только в перспективе с учетом накопленного опыта целесообразно будет оценить возможность составления индивидуальной бухгалтерской отчетности определенным кругом хозяйствующих субъектов непосредственно по МСФО (вместо российских стандартов).
Вместе с тем необходимость участия в интеграционном процессе на мировом уровне и потребность крупных российских организаций в приобщении к международным рынкам капитала обусловливают необходимость составления отчетности таких организаций в соответствии с МСФО. Эти реалии нашли отражение в Концепции, закрепившей обязательное составление по МСФО консолидированной финансовой отчетности группы общественно значимых хозяйствующих субъектов. К общественно значимым отнесены те хозяйствующие субъекты, в коммерческую деятельность которых вовлечены средства неограниченного круга лиц, например, открытые акционерные общества, организации, имеющие публично размещаемые ценные бумаги, финансовые организации, работающие со средствами физических и юридических лиц, и т.п. К 2008 - 2010 гг. предусматривается обязательный переход к составлению в соответствии с МСФО консолидированной отчетности и других хозяйствующих субъектов, ценные бумаги которых обращаются на фондовых рынках других стран.
Смотрите также
Порядок оплаты представительских расходов
В качестве платежного средства для оплаты представительских расходов могут быть
использованы:
- корпоративная банковская карта, выданная на имя уполномоченного сотрудника
кредитной организации;
...
Порядок установки и использования контрольно-кассовых машин
При совершении расчетов с использованием средств наличного платежа за реализованные
товары, выполненные работы, оказанные услуги в соответствии с Федеральным законом
от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О ...
Порядок списания горюче-смазочных материалов
Горюче-смазочные материалы учитываются в бухгалтерском и налоговом учете по фактическим
затратам.
Учет горюче-смазочных материалов осуществляется на балансовом счете 61008 "Материалы"
о ...