Поиск на сайте

Поиск на сайте

Типы счетов, используемых американскими предприятиями

Финансовая отчетность предприятия составляется на определенный момент времени, для чего непрерывный процесс хозяйственной деятельности прерывается искусственным образом и определяются финансовое состояние предприятия на данную дату и результаты его деятельности за прошедший период. Между датами составления отчетности (отчетный период) хозяйственные операции регистрируются на счетах и затем обобщаются для составления новой отчетности. Счета, по сути, являются детализацией отчетности: отчетность разделяется на счета, в течение отчетного периода на них накапливается информация об операциях, а в конце отчетного периода счета объединяются в финансовую отчетность. Решение вопроса об отнесении операции на соответствующие счета требует знания классификации счетов, их экономической сущности и определенного алгоритма движения информации.

Все счета, используемые предприятием, объединяются в План счетов (Chart of Accounts). В некоторых странах, например во Франции, существует единый План счетов для всех предприятий. В странах англо-американской модели единого Плана счетов не существует, каждое предприятие составляет собственный План счетов исходя из специфики своей деятельности и потребности в информации для принятия различных экономических решений.

Рассмотрим подходы к разработке Плана счетов предприятиями США.

Несмотря на отсутствие унифицированного перечня счетов в масштабе страны можно выделить общие правила формирования Плана счетов любым предприятием. Разработка Плана счетов основывается на общей классификации счетов, которая в свою очередь базируется на основном бухгалтерском равенстве.

Напомним, что основное бухгалтерское равенство, связывающее пять элементов отчетности, выглядит согласно (2.3) следующим образом:

А = О + СК + Д - Р,

1 1 0

где А - активы на конец отчетного периода;

1

О - обязательства на конец отчетного периода;

1

СК - собственный капитал на начало отчетного периода;

0

Д - доходы отчетного периода;

Р - расходы отчетного периода.

Таким образом, в любом Плане счетов присутствует как минимум пять групп счетов: активы, обязательства, собственный капитал, доходы и расходы, соответствующие пяти основным элементам отчетности.

В США счета активов, обязательств и собственного капитала (счета, связанные с балансом) называются постоянными, или реальными, счетами (permanent (real) accounts), поскольку они ведутся из периода в период, а счета доходов и расходов (счета, связанные с отчетом о прибылях и убытках) - временными, или номинальными, счетами (temporary (nominal) accounts), поскольку они закрываются в конце каждого отчетного периода (на сводный счет прибылей и убытков, который в свою очередь закрывается на счета собственного капитала). Классификация счетов представлена на рис. 4.1.

Счета активов имеют начальное сальдо по дебету, увеличиваются по дебету и уменьшаются по кредиту. Конечное сальдо обычно также дебетовое, однако в исключительных ситуациях могут существовать и кредитовые сальдо (например, перерасход денег на счете в банке - овердрафт). Поэтому при определении постоянных счетов конечное сальдо часто не специфицируется.

Счета обязательств и собственного капитала имеют начальное сальдо по кредиту, уменьшаются по дебету, увеличиваются по кредиту и обычно имеют кредитовое конечное сальдо. Поскольку доходы увеличивают собственный капитал, то счета доходов увеличиваются по кредиту и уменьшаются по дебету. Расходы уменьшают собственный капитал, поэтому счета расходов увеличиваются по дебету и уменьшаются по кредиту. Начального и конечного сальдо данные счета не имеют, так как закрываются в конце каждого отчетного периода.

Кроме того, можно выделить оценочные счета (valuation accounts), которые регулируют оценку отдельных активов, обязательств и статей собственного капитала. Они не являются ни активами, ни обязательствами, ни собственным капиталом, а лишь увеличивают или уменьшают стоимостную оценку данных статей. Если такие счета увеличивают стоимость соответствующих статей, они называются добавочными счетами (adjunct accounts); если они уменьшают стоимость соответствующих статей, их называют контрсчетами (contra accounts). Добавочные счета изменяются так же, как и счета, которые они регулируют, и отражаются после соответствующей статьи в балансе. Примером добавочного счета является счет "Премия по облигациям" (приобретенным или выпущенным). Контрсчета изменяются противоположным образом по отношению к счетам, которые они регулируют, и в балансе отражаются с минусом после соответствующей статьи. Примерами контрсчетов являются счета: "Резерв по сомнительным долгам", "Накопленная амортизация" и "Дисконт по облигациям".

Совокупность всех счетов, используемых на предприятии, представляет собой Главную книгу (General Ledger), которая ведется в виде книги, папки, файла или иным способом. Список счетов приводится на первой странице Главной книги и является Планом счетов для данного предприятия.

Наиболее простой формой счета является форма Т-счета (T-account), когда за названием счета следуют две графы: левая называется дебетом, правая - кредитом. В начале соответствующей графы специфицируется начальное сальдо (либо как начальное сальдо, либо как первая дата отчетного периода); суммы операций, затрагивающих счет, отражаются по дебету или по кредиту. Для их идентификации, как правило, используются даты (хотя могут также указываться номера, тип проводки или корреспондирующие счета). Конечное сальдо выводится как разница между суммой по дебету и суммой по кредиту счета. Например, счет денежных средств за январь 20Х0 г. (остаток денежных средств на 1 января 20Х0 г. - $100, поступления 5 января - $200, выплата денежных средств 15 января - $50) может выглядеть следующим образом:

Счета нумеруются по определенной системе, которая у каждого предприятия индивидуальна. Например, счета активов начинаются со 100, счета обязательств - с 200, счета собственного капитала - с 300, доходов - с 400 и расходов - с 500. Оценочные счета могут иметь номера той же группы, что и регулируемые ими статьи, или собственную нумерацию. Отдельно могут нумероваться различные виды активов, обязательств, собственного капитала, доходов и расходов.

Степень детализации счетов и их названия также индивидуальны. Следует отметить, что в американской практике не существует активно-пассивных счетов, аналогичных российским, за исключением сводного счета прибылей и убытков, на котором собирается информация обо всех доходах (по кредиту) и обо всех расходах (по дебету) в конце отчетного периода. Данный счет задействован только в процессе закрытия счетов и играет вспомогательную роль при обобщении информации о доходах и расходах.

      Смотрите также

      Амортизация автотранспорта
      Пункт 18 ПБУ 6/01 предоставляет организациям право выбора одного из четырех способов начисления амортизации в отношении каждой группы однородных объектов основных средств: - линейный способ; - спо ...

      Аренда автотранспортных средств
      Кредитная организация может арендовать автотранспортное средство: - у юридического лица; - у предпринимателя без образования юридического лица; - у физического лица. Отношения, возникающие между с ...

      Коэффициенты рентабельности (прибыльности) и эффективности (оборачиваемости)
      Рентабельность активов (return on assets) - наиболее часто используемая мера прибыльности компании. Этот коэффициент отражает способность активов компании генерировать чистую прибыль, показывает, ...