Поиск на сайте

Поиск на сайте

Интеллектуальная собственность

Налоговым кодексом РФ установлен различный порядок признания для целей налогообложения прибыли затрат на приобретение исключительных и неисключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, зависящий от вида приобретаемых налогоплательщиком прав, их стоимости и срока использования для производства продукции (управленческих нужд).

Организации для осуществления хозяйственной деятельности могут приобретать как исключительные, так и неисключительные права на объекты интеллектуальной собственности. При этом согласно ст. 138 ГК РФ исключительность приобретаемого права заключается в возможности использования результатов интеллектуальной деятельности третьими лицами только с согласия правообладателя. Исключительное право на результаты интеллектуальной собственности должны быть подтверждены соответствующими документами, установленными законодательством РФ:

√ патентами;

√ свидетельствами об официальной регистрации программ для баз данных;

√ авторскими договорами;

√ свидетельствами на товарный знак;

√ другими официальными документами.

Приобретенные исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение периода времени продолжительностью свыше 12 месяцев и имеющие стоимость свыше 10,0 тыс. руб. признаются нематериальными активами, стоимость которых погашается посредством начисления амортизации..

Бухгалтерский учет нематериальных активов осуществляется на основании ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов», утвержденным приказом Минфина РФ от 16.10.2000 №94н.

Для целей налогообложения прибыли нематериальными активами признаются:

■ исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;

■ исключительное право автора и иного правообладателя на использование программ для ЭВМ, базы данных;

■ исключительное право автора и иного правообладателя на использование топологии интегральных микросхем;

■ исключительное право на товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товаров и фирменное наименование;

■ исключительное право патентообладателя на селекционные достижения;

■ владение «ноу-хау», секретной формулой или процессом, информацией в отношении промышленного, коммерческого или научного опыта.

Стоимость амортизируемых нематериальных активов погашается посредством начисления амортизации (ст. 256 НК РФ).

В случае приобретения неисключительных прав на программы для баз данных, организация получает только право на их использование в течение установленного договором периода времени. При этом документом, подтверждающим право организации на использование программ для базы данных, является договор (лицензионное соглашение) с правообладателем. Для целей налогообложения такие затраты признаются прочими расходами, связанными с производством и реализацией (подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ), а также к данному виду расходов включаются расходы на приобретение исключительных прав на программы для базы данных стоимостью менее 10,0 тыс. руб. и обновление программ и баз данных.

Платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, платежи за пользование правами на изобретения, промышленные образцы признаются прочими расходами, связанными с производством и реализацией (подп. 37 п. 1 ст. 264 НКРФ).

      Смотрите также

      Исполнение (прекращение) договоровна предоставление (размещение) денежных средствв неденежной форме
      По соглашению сторон первоначальное обязательство может быть прекращено полностью или частично одним или несколькими способами, предусмотренными Гражданским кодексом РФ в качестве оснований для пр ...

      Оценка запасов
      Второй значительной учетной проблемой является оценка стоимости запасов. В приведенных ранее примерах речь шла о запасах, имеющих одинаковую цену. Однако цена одних и тех же закупаемых запасов мож ...

      Сувенирная продукция
      Раздача сувенирной продукции (авторучек, ежедневников, календарей, визитниц и прочей продукции аналогичного характера, выигрышей и призов в рамках рекламных кампаний, проводимых кредитной организа ...