Поиск на сайте

Поиск на сайте

Финансовый анализ как часть системы информационного обеспечения финансового менеджмента.

Эффективность каждой управляющей системы в значительной степени зависит от ее информационного обеспечения. В условиях рыночной экономики известная формула «время - деньги» дополняется аналогичной формулой: «информация - деньги». Применительно к финансовому менеджменту она приобретает прямое значение, так как от качества используемой информации при принятии управленческих решений в значительной степени зависят объем затрат финансовых ресурсов, уровень прибыли, рыночная стоимость предприятия, альтернативность выбора инвестиционных проектов и финансовый инструментов инвестирования и другие показатели, формирующие уровень благосостояния собственников предприятия и темпы его экономического развития. Чем больше диверсифицирована его хозяйственная деятельность, тем выше становится роль качественной информации, необходимой для принятия финансовый решений, направленных на повышении эффективности финансовой деятельности. Информационная система финансового менеджмента – это целый функциональный комплекс, обеспечивающий процесс непрерывного целенаправленного подбора соответствующих показателей, необходимых для осуществления планирования и подготовки эффективных оперативных управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности предприятия. Система призвана обеспечивать необходимой информацией не только управленческий персонал и собственников преприятия, но и удовлетворять интересы широкого круга внешних пользователей. При этом практически все пользователи финансовых отчетов предприятий используют методы финансового анализа для принятия решений по оптимизации своих интересов. Финансовый анализ представляет собой процесс исследования финансового состояния и основных результатов деятельности преприятия с целью выявления резервов повышения его рыночной стоимости и обеспечения эффективного развития.

Высокая роль финансового анализа информации в подготовке и принятии эффективных управленческих решений предъявляет соответственно высокие требования к его качеству, среди которых целесообразно выделить:

  1. Значимость, которая определяет насколько привлекаемая информация влияет на результаты принимаемых финансовых решений, в первую очередь, в процессе формирования финансовой стратегии предприятия, разработки целенаправленной политики по отдельным аспектам финансовой деятельности, подготовки текущих и оперативных финансовых планов.
  2. Полнота, которая характеризует завершенность круга информативных показателей, необходимых для проведения анализа, планирования и принятия оперативных управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельность предприятия.
  3. Достоверность, которая определяет насколько формируемая информация адекватно отражает реальное состояние и результаты финансовой деятельности, правдиво характеризует внешнюю финансовую среду, нейтральна по отношению ко всем категориям потенциальных пользователей и проверяема.
  4. Своевременность, которая характеризует соответствие формируемой информации потребности в ней по периоду ее использования. Отдельные виды информативных показателей, используемых в финансовом менеджменте, «живут» в его информационной системе лишь один день (например, курс иностранных валют, курс отдельных фондовых и денежных инструментов на финансовом рынке), другие – месяц, квартал.
  5. Понятность, которая определяется простотой ее построения, соответствием определенным стандартам представления и доступностью понимания (а, соответственно, и адекватного ее толкования) теми категориями пользователей, для которых она предназначается. Не следует однако смешивать требования понятности информации для определенной категории пользователей с ее универсальной доступностью для понимания всеми участниками финансовой деятельности предприятия, так как ряд из них может не иметь достаточного уровня квалификации для адекватной ее интерпретации.
  6. Релевантность (или избирательность), определяющая достаточно высокую степень используемости формируемой информации в процессе управления финансовой деятельностью предприятия. «Информационное переполнение» системы финансового менеджмента усложняет процесс отбора необходимых информативных данных для подготовки конкретных управленческих решений, в конечном итоге удорожает процесс информационного обеспечения управления предприятием.
  7. Сопоставимость, которая определяет возможность сравнительной оценки стоимости отдельных активов и результатов финансовой деятельности преприятия во времени, возможность проведения сравнительного финансового анализа преприятия с аналогичными хозяйствующими субъектами и т.п. Такая сопоставимость обеспечивается идентификацией определения отдельных информативных показателей и единиц их измерения, использованием соответствующих национальных и международных стандартов финансовой отчетности, последовательностью и стабильностью применяемых методов учета финансовых показателей на предприятии.
  8. Эффективность, которая означает, что затраты по привлечению определенных информативных показателей не должны превышать эффект, получаемый в результате их использования при подготовке и реализации соответствующих управленческих решений.

Смотрите также

Порядок оформления и учета банкнотных сделок
Сделки по покупке-продаже наличной иностранной валюты за российские рубли (банкнотные сделки) с другими кредитными организациями в бухгалтерском учете отражаются на основании распоряжений, оформля ...

Порядок открытия и ведения лицевых счетов
Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (ст. 30) установлено, что клиенты вправе открывать необходимое им количество расчетных, депозитных и иных с ...

Оценка активов, обязательств, капитала
Оценка элементов отчетности по МСФО. Вопросы оценки элементов отчетности изложены в ст. ст. 99 - 101 главы "Принципы" МСФО (определение и основные методы оценки элементов финансовой отче ...