Критерии признания расхода в отчетности
Критерии признания расхода в главе "Принципы" МСФО. Определив "расход" как экономическую категорию, МСФО в главе "Принципы" указывает критерии включения расходов в финансовую отчетность. Факт включения расхода в финансовую отчетность называется "признанием расхода". Необходимость проверки критерия признания расхода обусловлена неопределенностью уменьшения экономических выгод в конкретной ситуации. Критерий признания расхода по МСФО состоит в том, что расход признается в отчете о прибылях и убытках, если возникает уменьшение в будущих экономических выгодах, связанных с уменьшением актива или увеличением обязательства, которые могут быть надежно измерены.
Критерии признания расхода по российским нормативным документам. Сопоставив приведенную выше трактовку признания расхода в МСФО с признанием расхода согласно Концепции бухгалтерского учета, можно констатировать, что отечественная формулировка признания расхода в целом сходится с регламентациями МСФО. При этом формулировка Концепции содержит дополнительное условие о независимости признания расхода от налогооблагаемой базы, что также сближает ее с МСФО.
В ПБУ 10/99 включены все требования признания расходов, изложенные в Концепции, а значит, и в МСФО. Наряду с этим ПБУ 10/99 содержит критерий, по которому "расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий: расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота...". Таким образом, в отличие от МСФО, расход по ПБУ 10/99 не может быть признан лишь на основании профессионального суждения бухгалтера об уверенности в уменьшении экономических выгод и должен подтверждаться документально: договором, нормативом и т.д. Представляется также не соответствующим важнейшему принципу МСФО - принципу начисления критерий признания расхода для некоторых предприятий по кассовому методу, изложенный в ст. 18 ПБУ 10/99.
Единство и отличия в трактовке элементов, характеризующих финансовые результаты предприятия, по российским нормативным документам и МСФО иллюстрируются в таблице 2.7.
Смотрите также
Контрольные задачи
Задача 1 (денежные средства, ведение мелкой кассы). Компания
А, занимающаяся торговлей, решила 1 августа 20Х0 г. образовать фонд мелкой кассы
в размере $250 для контроля над оплатой мелких офисных ...
Перечень основных документов, подлежащих утверждению кредитнойорганизацией
для организации бухгалтерского учета
В соответствии с требованиями Положения N 205-П и другими нормативными документами
Банка России по вопросам бухгалтерского учета кредитной организацией должны быть
утверждены следующие документы в ...
Расчетная база резерва на возможные потери под прочие потери
В состав элементов расчетной базы резерва входят возможные дополнительные расходы
кредитной организации, которые не отражаются по счетам бухгалтерского учета, а прогнозируются
специалистами кредит ...