Учет банковских операций
Банк
- это кредитная организация, имеющая право осуществлять комплексно (в совокупности) банковские операции.
Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» относит к банковским операциям:
1)привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
2)размещение указанных привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
3)открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
4)осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
5)инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
6)куплю-продажу иностранной валюты в наличной и безналичной форме;
7)привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
8)выдачу банковских гарантий;
9)осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).
На практике торговые организации пользуются довольно ограниченным кругом услуг, предоставляемых банком. Как правило, это открытие расчетного счета, инкассация, сдача наличных средств (торговой выручки) в банк и получение наличных средств из банка. В настоящее время организации и индивидуальные предприниматели все чаще используют и такой вид банковских услуг, как предоставление кредитов. В меньшей степени пока развито вексельное обращение, при котором предприятие приобретает у банка векселя для использования в расчетах с поставщиками.
Согласно Федеральному закону «О банках и банковской деятельности» «открытие кредитными организациями банковских счетов индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, осуществляется на основании свидетельств о государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, свидетельств о государственной регистрации юридических лиц, а также свидетельств о постановке на учет в налоговом органе». Следовательно, для открытия расчетного счета организации необходимо сначала зарегистрироваться как юридическое лицо и встать на налоговый учет.
Вместе с прочими документами, необходимыми для открытия расчетного счета, клиент должен представить в банк карточку с образцами подписей и оттиском печати. Карточка заполняется от руки чернилами (пастой) черного, фиолетового или синего цвета. Допустимо также применять для заполнения пишущую машинку или принтер или другие пишущие или электронно-вычислительные машины, используя шрифт только черного цвета. Подписи на карточке должны быть собственноручными. Использование факсимильной подписи не допускается.
Совет лицам, имеющим право подписи и, соответственно, представляющих их образцы банку. В точности повторять на карточке подпись с вашего паспорта необязательно. Главное требование к образцу вашей подписи на карточке - устойчивость, возможность многократного максимально приближенного повторения.
Карточка представляется в банк в одном экземпляре на каждый банковский счет. Она представляет собой утвержденный бланк формы № 0401026 по ОКУД (Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93).
Несколько слов об оплате услуг банка и иных расчетах между банком и его клиентом. При открытии расчетного счета между банком и его клиентом подписывается договор. Это очень серьезный документ. В частности, в нем оговариваются такие вопросы, как перечень и оплата услуг, оказываемых банком клиенту, начисление клиенту процентов за пользование его денежными средствами, основания для списания денежных средств со счета клиента без его распоряжения.
Основными формами безналичных расчетов являются:
1)расчеты платежными поручениями;
2)расчеты по аккредитиву;
3)расчеты чеками;
4)расчеты по инкассо.
Организации, заключающие договор расчетного счета, самостоятельно избирают для себя формы безналичных расчетов. Формы безналичных расчетов могут также особо устанавливаться в договорах, заключаемых между организациями-контрагентами. Для осуществления безналичных расчетов по перечисленным выше формам используются следующие виды документов:
1)платежные поручения;
2)аккредитивы;
3)чеки;
4)платежные требования;
5)инкассовые поручения.
Данные документы составляются по утвержденным формам на бланках, включенных в Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД) ОК 011-93 (класс «Унифицированная система банковской документации»). Допускается использование типографских бланков, заполнение форм с помощью компьютера (использование форм, включенных в справочные, правовые и бухгалтерские программы), а также копий бланков, выполненных на множительной технике, если копирование выполняется без искажений.
Смотрите также
Порядок приема и выдачи денежной наличности юридическим лицам
Прием наличных денежных средств в кассу производится по объявлению на взнос наличными
(форма 0402001).
Клиенты могут вносить наличные деньги только на свой счет, открытый в кредитной
организации, ...
Обеспечение молоком работников, занятых на работах с вредными условиями труда
Согласно ст. 222 ТК РФ на работах с вредными условиями труда работникам выдаются
бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты.
Перечень вредных производственных ...
Финансовая отчетность об участии в совместной деятельности по МСФО 31
МСФО 31 определение совместной компании сформулировано так: совместная компания
- договорное соглашение, по которому две или более сторон осуществляют экономическую
деятельность при условии совмес ...