Поиск на сайте

Поиск на сайте

Внутрибанковский контроль бухгалтерских операций,проведение ревизии ценностей и проверок кассовой работы

Внутрибанковский контроль бухгалтерских операций в кредитных организациях должен обеспечивать необходимый уровень надежности, соответствующий характеру и масштабам проводимых бухгалтерских операций. Порядок осуществления внутрибанковского контроля бухгалтерских операций разрабатывается кредитной организаций самостоятельно с учетом действующего законодательства Российской Федерации и положений нормативных актов Банка России и утверждается в составе Учетной политики кредитной организации.

Организация контроля и повседневное наблюдение за его осуществлением на всех участках бухгалтерской и кассовой работы являются обязанностью главного бухгалтера кредитной организации.

Контроль осуществляется при открытии счетов, приеме документов к исполнению, на этапах обработки учетной информации, совершения операций и отражения их в бухгалтерском учете путем визуальной проверки документов, оформленных на бумажном носителе, с последующей сверкой равенства оборотов по дебету и кредиту счета.

По операциям, требующим дополнительного контроля в соответствии с Перечнем операций кредитных организаций, подлежащих дополнительному контролю (Приложение N 5 к Положению N 205-П), бухгалтерские записи совершаются бухгалтерскими работниками, ведущими соответственно дебетуемый и кредитуемый счета, только после проверки уже оформленного документа специально выделенным сотрудником (контролером).

Оформление документа, требующего дополнительного контроля, и его проверка удостоверяются собственноручными подписями бухгалтерского работника и контролера, а в необходимых случаях - подписями других должностных лиц. В установленных случаях подпись заверяется печатью (штампом) кредитной организации.

Функции дополнительного контроля возлагаются на соответствующих старших по должности работников внутренним распорядительным документом кредитной организации.

Перечень операций кредитных организаций, подлежащих дополнительному контролю, может быть расширен по решению руководителя или главного бухгалтера кредитной организации.

Контроль может обеспечиваться программным путем, а также путем применения кодов, паролей и иных средств. Применяемые аналоги собственноручной подписи должны обеспечивать однозначную идентификацию подписей бухгалтерского работника, контролера, а также других должностных лиц, оформивших документ, проверивших его и санкционировавших совершение операции и отражение ее в бухгалтерском учете.

В бухгалтерии кредитной организации должны быть выделены специальные работники, на которых возложено осуществление последующего контроля совершенных бухгалтерских операций, включая кассовые. Указанные обязанности должны быть включены в должностную инструкцию работника.

Все бухгалтерские операции, совершенные в предыдущем дне, в течение следующего рабочего дня должны быть полностью проверены на основании первичных документов и записей в лицевых счетах.

По лицевым счетам проверяется:

- все ли записи подтверждены соответствующими документами, прошедшими контроль со стороны уполномоченных сотрудников и подписанными ими при оформлении операций;

- правильно ли перенесены в лицевые счета соответствующие реквизиты и суммы документов;

- правильно ли перенесены из предыдущего дня входящие остатки и выведены исходящие остатки - соответствие их ведомости остатков по счетам;

- правильность оформления документов, послуживших основанием отражения операций по счетам;

- соблюдение правил выдачи клиентам выписок по счетам;

- правильность совершения исправительных записей, если они делались.

Кредитные организации должны обеспечивать контроль за надлежащим хранением и использованием печатей, штампов и бланков, с тем чтобы исключить возможность их утери или незаконного использования.

Учет печатей и угловых штампов, используемых в кредитной организации, должен вестись в специальных книгах, где указываются фамилии и должности лиц, которым они передаются для использования, и стоит их роспись за получение. Книга хранится у уполномоченного сотрудника кредитной организации, который обеспечивает ее сохранность от утери и несанкционированного доступа третьих лиц.

Рабочие места сотрудников должны быть расположены так, чтобы клиенты и другие посторонние лица не имели доступа к печатям, штампам, документам и бланкам кредитной организации, к мониторам.

При применении технических средств руководителями структурных подразделений кредитных организаций должны быть обеспечены:

- ограничение доступа к совершению операций не уполномоченным на совершение операций лицам;

- конфиденциальность применяемых кодов и паролей;

- невозможность использования аналога собственноручной подписи другим лицом;

- применение программного обеспечения, позволяющего своевременно устранять попытки несанкционированного доступа.

Обязательной и неотъемлемой частью внутрибанковского контроля бухгалтерских операций является проведение последующих проверок бухгалтерской и кассовой работы.

Главный бухгалтер кредитной организации, его заместители, начальники отделов и работники последующего контроля обязаны по должности систематически производить последующие проверки бухгалтерской и кассовой работы.

Последующие проверки должны проводиться с таким расчетом, чтобы работа бухгалтерского работника проверялась не реже одного раза в год.

Состав работников, привлекаемых к проведению последующих проверок, помимо специальных работников по контролю, заместителей главного бухгалтера и начальников отделов определяется руководителем кредитной организации исходя из объема совершаемых операций.

Результаты последующих проверок должны оформляться справками, по результатам рассмотрения которых разрабатываются меры по устранению выявленных недостатков. Главный бухгалтер кредитной организации устанавливает контроль за устранением недостатков, выявленных последующими проверками, и в необходимых случаях организовывает повторные проверки.

Ревизия банкнот, монеты и других ценностей в кассах кредитных организаций производится:

- не реже одного раза в квартал, а также ежегодно по состоянию на 1 января;

- при смене или временной смене должностных лиц, ответственных за сохранность ценностей;

- в других случаях по усмотрению руководителя кредитной организации.

Ежеквартальная и по состоянию на 1 января ревизия операционной кассы вне кассового узла по решению руководителя кредитной организации может производиться работниками самой операционной кассы вне кассового узла. Акт ревизии за подписями производивших ее работников передается в кредитную организацию для сверки с данными бухгалтерского учета.

Ревизия банкнот, монеты и других ценностей производится комиссией, состав которой определяется внутренним распорядительным документом кредитной организации.

Ревизия проводится с проверкой всех ценностей по состоянию на одну и ту же дату и в такой последовательности, которая исключала бы возможность скрытия хищений и недостач денег и ценностей.

Ревизия проводится внезапно со сплошной проверкой всех ценностей путем пересчета денежных банкнот, монеты и других ценностей, находящихся в хранилище.

После пересчета производится сверка оказавшихся в наличии ценностей с данными аналитического учета и ежедневного баланса. По результатам ревизии кассы комиссией, проводившей ревизию, составляется акт, который утверждается руководителем кредитной организации.

Наряду с ревизией ценностей в операционных кассах кредитной организации производятся проверки организации кассовой работы. Периодичность их проведения определяется руководителем кредитной организации.

      Смотрите также

      Порядок проведения инвентаризации имущества
      Инвентаризация имущества проводится с целью проверки фактического наличия имущества и сопоставления его с данными бухгалтерского учета. Инвентаризация должна проводиться кредитной организацией в об ...

      Вложенный капитал
      Вложенный капитал акционерной компании, как правило, состоит из двух частей (рис. 5.14): 1) номинальный выпущенный капитал - суммарная величина номинальной стоимости выпущенных акций (share capit ...

      Контроль за совершением валютных операций
      Привлечение посредника при осуществлении внешнеторговых сделок предпочтительно для экспортера, поскольку посредник, как правило, имеет более богатый опыт работы на внешнем рынке. В связи с этим сумма ...