Учет возврата товара от покупателей
1)«отправить» некачественный товар непосредственно на соответствующий субсчет счета 41 «Товары», что позволяет вести раздельный учет товаров, подлежащих и не подлежащих продаже;
2)использовать субсчет 76.2 «Расчеты по претензиям», что также способствует более точному и правильному ведению аналитического учета в бухгалтерии.
Выбор способа записи и использования счетов 62 и 76.2 при учете возврата недоброкачественного товара зависит от учетной политики предприятия.
При возврате товара, реализованного по договору поставки (в случае оптовой продажи), в отличие от частного лица (потребителя), за покупателем - юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) законодательно закреплено право только на возврат товара ненадлежащего качества. Закон «О защите прав потребителей» на покупателей-оптовиков, естественно, не распространяется. Самой «больной» темой при возврате товара для продавцов, осуществляющих оптовую торговлю, является возмещение НДС. Этот вопрос недостаточно четко прописан в законодательных документах.
Если претензии к качеству можно предъявить в момент приема товара на основании внешнего осмотра, необходимость в операции возврата отпадает, так как некачественный товар не принимается и не приходуется продавцом и момент перехода права собственности не наступает. Это самая простая, но, к сожалению, не единственно возможная ситуация выявления бракованного товара. Большая часть претензий к качеству возникает у продавца либо при подготовке товара к реализации, либо в случае, когда товар был уже продан потребителю и возвращен им из-за претензий к качеству. В ст. 2 ГК РФ говорится, что «участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица». Таким образом, права и обязанности сторон, заключивших договор поставки, возникающие при выявлении факта реализации товара ненадлежащего качества, регулируются ГК РФ. Но при этом в ГК РФ часто встречается формулировка «если иное не предусмотрено договором», т. е. договор поставки должен быть составлен грамотно, с учетом возможных ситуаций возврата. Основное же требование к нему - он не должен противоречить ГК РФ и иным законодательным актам. В договоре следует оговорить сроки внутритарной приемки товара, минимальный срок годности поставляемого товара (особенно актуально для продовольственной группы товаров - скоропортящейся продукции), условия и сроки предъявления претензий по качеству.
Пример
ООО «Запад» приобрело у ООО «Полюс» партию товара на сумму 118 000 руб., в том числе НДС - 18 000 руб. Оплата товара была проведена на следующий день после получения его покупателем.
Внутритарная приемка товара выявила несоответствие данного товара предъявляемым к нему стандартам, что было подтверждено соответствующим актом, подписанным представителями продавца и покупателя. Таким образом, партия товара была признана бракованной, и ООО «Запад» вернуло всю партию продавцу. Реализация, оплата и возврат товара были произведены в течение 1 месяца. Себестоимость возвращенного товара для ООО «Полюс» составила 80 000 руб. Участники сделки находятся на общей системе налогообложения и являются плательщиками НДС.
Бухгалтер ООО «Полюс» делает в бухгалтерском учете следующие записи, используя метод обратных проводок:
1)Дебет счета 41 «Товары»,
Кредит счета 90 «Продажи»
- 80 000 руб. - восстановлена себестоимость возвращенного товара;
2)Дебет счета 99 «Прибыли и убытки»,
Кредит счета 90 «Продажи»
- 20 000 руб. - отражен убыток от возврата товара;
3)Дебет счета 90 «Продажи»,
Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
-
118 000 руб. - восстановлена выручка от продажи товара;
Смотрите также
Товары
Стоимость приобретения товаров в бухгалтерском учете определяется аналогично
стоимости материалов. Исключение сделано для организаций торговли, которым п. 13
ПБУ 5/01 «Учет материально-производств ...
Выбытие имущества
Имущество кредитной организации выбывает в результате:
- продажи (реализации) другому юридическому или физическому лицу;
- списания в случае морального и/или физического износа;
- передачи имуществ ...
Определение курсовой разницы в МСФО 21 и ПБУ 3/2000
Курсовая разница по МСФО 21
Курсовая разница по ПБУ 3/2000
Разница, возникающая в
результате отражения в
финансовой отчетности одного и
того же кол ...