Поиск на сайте

Поиск на сайте

Учет возврата товара от покупателей

1)«отправить» некачественный товар непосредственно на соответствующий субсчет счета 41 «Товары», что позволяет вести раздельный учет товаров, подлежащих и не подлежащих продаже;

2)использовать субсчет 76.2 «Расчеты по претензиям», что также способствует более точному и правильному ведению аналитического учета в бухгалтерии.

Выбор способа записи и использования счетов 62 и 76.2 при учете возврата недоброкачественного товара зависит от учетной политики предприятия.

При возврате товара, реализованного по договору поставки (в случае оптовой продажи), в отличие от частного лица (потребителя), за покупателем - юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) законодательно закреплено право только на возврат товара ненадлежащего качества. Закон «О защите прав потребителей» на покупателей-оптовиков, естественно, не распространяется. Самой «больной» темой при возврате товара для продавцов, осуществляющих оптовую торговлю, является возмещение НДС. Этот вопрос недостаточно четко прописан в законодательных документах.

Если претензии к качеству можно предъявить в момент приема товара на основании внешнего осмотра, необходимость в операции возврата отпадает, так как некачественный товар не принимается и не приходуется продавцом и момент перехода права собственности не наступает. Это самая простая, но, к сожалению, не единственно возможная ситуация выявления бракованного товара. Большая часть претензий к качеству возникает у продавца либо при подготовке товара к реализации, либо в случае, когда товар был уже продан потребителю и возвращен им из-за претензий к качеству. В ст. 2 ГК РФ говорится, что «участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица». Таким образом, права и обязанности сторон, заключивших договор поставки, возникающие при выявлении факта реализации товара ненадлежащего качества, регулируются ГК РФ. Но при этом в ГК РФ часто встречается формулировка «если иное не предусмотрено договором», т. е. договор поставки должен быть составлен грамотно, с учетом возможных ситуаций возврата. Основное же требование к нему - он не должен противоречить ГК РФ и иным законодательным актам. В договоре следует оговорить сроки внутритарной приемки товара, минимальный срок годности поставляемого товара (особенно актуально для продовольственной группы товаров - скоропортящейся продукции), условия и сроки предъявления претензий по качеству.

Пример

ООО «Запад» приобрело у ООО «Полюс» партию товара на сумму 118 000 руб., в том числе НДС - 18 000 руб. Оплата товара была проведена на следующий день после получения его покупателем.

Внутритарная приемка товара выявила несоответствие данного товара предъявляемым к нему стандартам, что было подтверждено соответствующим актом, подписанным представителями продавца и покупателя. Таким образом, партия товара была признана бракованной, и ООО «Запад» вернуло всю партию продавцу. Реализация, оплата и возврат товара были произведены в течение 1 месяца. Себестоимость возвращенного товара для ООО «Полюс» составила 80 000 руб. Участники сделки находятся на общей системе налогообложения и являются плательщиками НДС.

Бухгалтер ООО «Полюс» делает в бухгалтерском учете следующие записи, используя метод обратных проводок:

1)Дебет счета 41 «Товары»,

Кредит счета 90 «Продажи»

- 80 000 руб. - восстановлена себестоимость возвращенного товара;

2)Дебет счета 99 «Прибыли и убытки»,

Кредит счета 90 «Продажи»

- 20 000 руб. - отражен убыток от возврата товара;

3)Дебет счета 90 «Продажи»,

Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

-

118 000 руб. - восстановлена выручка от продажи товара;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Распоряжение об установлении срокаполезного использования объектов основных средств
Наиболее распространенным методом для начисления амортизации является линейный метод начисления амортизации. Норма амортизации по линейному методу для целей ежемесячного начисления амортизации по ...

Выдача наличных средств по банковским картамв пунктах выдачи наличных средств
Выдача наличных средств держателям карт, эмитированных кредитной организацией и другими банками, осуществляется в пунктах выдачи наличных средств (операционные кассы, операционные кассы вне кассов ...

Сравнительная характеристика учета запасов по международным и российским стандартам
Признак сравнения Единство Различия Определение запасов Единство определения "запасы" Нет ...