Поиск на сайте

Поиск на сайте

Учет доходов и расходов, связанных с арендой

В бухгалтерском учете доходы от аренды, не являющейся предметом деятельности организации, признаются операционными. Если же аренда - предмет деятельности организации, то поступления от нее относятся к доходам по обычным видам деятельности (п. п. 5, 7 ПБУ 9/99 "Доходы организации").

В связи с отсутствием четкого легального определения понятия "предмет деятельности организации" последняя сама определяет, что является предметом ее деятельности и в зависимости от этого принимает решение о порядке классификации доходов в учете и отчетности. В целях сближения бухгалтерского и налогового учета целесообразно одинаково классифицировать доходы от аренды в обоих видах учета. Рулонные шторы на деревянные окна рулонные шторы на деревянные окна цены jaljuzi.ru.

В налоговом учете различаются разовая и систематическая сдача имущества в аренду (подробнее об этом см. параграф 3.2 настоящей книги). Если придерживаться такой же классификации в бухгалтерском учете, то систематические операции следует отражать на счете 90 "Продажи", а разовые - на счете 91 "Прочие доходы и расходы". Данный подход в обязательном порядке должен быть закреплен в учетной политике организации.

Кроме того, следует иметь в виду, что согласно п. 18.1 ПБУ 9/99 доходы, составляющие 5 и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный период, показываются в бухгалтерском учете по каждому виду в отдельности.

Доходы признаются, когда организация имеет право на их получение, сумма выручки может быть определена и имеется уверенность в оплате (п. 12 ПБУ 9/99).

Пример. Если помещение предоставляется согласно действующему договору аренды и отсутствуют сомнения в платежеспособности арендатора, то независимо от факта оплаты доход признается равномерно в течение срока аренды.

Полученная вперед арендная плата учитывается в составе доходов будущих периодов.

Пример. ООО "Смена" сдает в аренду производственное помещение. Арендная плата была получена вперед за квартал. Бухгалтер ООО "Смена" постепенно, по мере предоставления права на аренду, включает соответствующие суммы (по одной трети по окончании каждого месяца квартала) в доходы.

Расходы, связанные с арендой, классифицируются в том же порядке, что и доходы. Несмотря на то что признание расходов в бухгалтерском учете не зависит от того, как они принимаются для целей расчета налоговой базы, представляются наиболее оптимальными их признание, классификация и распределение на доходы таким же образом, что и в налоговом учете (см. параграф 3.2). Это позволит избежать двойного учета.

В случае выделения в отчете о прибылях и убытках доходов, каждый из которых в отдельности составляет 5 и более процентов от общей суммы доходов организации, в нем показывается соответствующая каждому из них часть расходов (п. 21.1 ПБУ 10/99).

Если организация купила имущество для того, чтобы в дальнейшем сдавать его в аренду, то оно не учитывается на счете 01. Для этого случая предусмотрен специальный счет - 03 "Доходные вложения в материальные ценности", т.е. купленное для сдачи в аренду (лизинг или прокат) имущество признается основными средствами. Такой порядок отражения операций прямо предусмотрен Планом счетов бухгалтерского учета.

Однако бухгалтерский учет доходных вложений в материальные ценности ведется точно так же, как и по основным средствам (п. 2 ПБУ 6/01 "Учет основных средств"). Поэтому документооборот организации при совершении операций с такими активами будет аналогичен тому, который отражает движение и учет основных средств.

Стоимость имущества, которое впоследствии будет учтено в составе доходных вложений в материальные ценности, формируется на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы". Фактические затраты организации на приобретение, сооружение и изготовление "доходных" активов нужно подтвердить. Такими документами могут быть накладная, акт на передачу имущества и акт выполненных работ (услуг).

Объект отражается на счете 03 по сформированной стоимости. Но чтобы сделать проводку по дебету счета 03 и кредиту счета 08, у бухгалтера должно быть основание. Однако своих форм документов для доходных вложений нет. Но в силу того что к ним применяются правила учета основных средств, основанием для ввода в эксплуатацию будет акт о приеме-передаче объекта основных средств по формам ОС-1, ОС-1а и ОС-1б. На каждый объект заводится инвентарная карточка по форме ОС-6. Формы этих документов утверждены Постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. N 7.

Сама передача оборудования во временное пользование оформляется актом. Специальной формы этого документа нет. Следовательно, он составляется произвольно, но должен содержать все необходимые реквизиты, предусмотренные для первичных документов (п. 2 ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете"). В учете делается запись на соответствующих субсчетах, открываемых к счету 03. Например, "Доходные вложения в материальные ценности, переданные в аренду" в корреспонденции с субсчетом "Доходные вложения в материальные ценности, находящиеся на складе".

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

О внесении изменений в порядок бухгалтерского учетав кредитных организациях
28 августа 2006 г. Банк России разместил на своем сайте проект изменений Положения от 05.12.2002 N 205-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на те ...

Служебные собаки
Расходы по приобретению, содержанию, бучению служебных собак и щенков в бухгалтерском учете принимаются в порядке, установленном для счета 11 «Животные на выращивании и откорме» (для молодняка) и ...

Разговоры непроизводственного характера
В случае выявления в ходе проверки детализированных отчетов, предоставленных операторами сотовой связи, а также расшифровок междугородних и международных переговоров абонентской связи, разговоров ...