Учет операций с тарой
Тара подразделяется на упаковку внешнюю и непосредственную. Непосредственная упаковка характеризуется тем, что является неотделимой частью продаваемого товара и может быть самостоятельно использована (или утилизирована) только после его использования. Естественно, что стоимость такой упаковки включена в себестоимость товара и подлежит отдельному учету только в том случае, если она может быть возвращена на склад и использована внутри предприятия или продана (как в случае с банками при продаже сока на розлив). Однако ситуация эта довольно ограничена. В розничной продаже (тем более при торговле непродовольственными товарами) чаще всего непосредственная упаковка не учитывается отдельно и ее стоимость включена в себестоимость (а следовательно, и продажную цену) товара, продаваемого потребителю.
Торговые организации ведут учет всех видов тары (кроме используемой внутри предприятия как хозяйственный инвентарь) на счете 41 «Товары» субсчет «Тара под товаром и порожняя». На этом субсчете учитываются также тарные материалы, предназначенные для ремонта и изготовления тары (при их наличии).
Тара принимается к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости независимо от способа и условий ее приобретения (изготовления). При высокой оборачиваемости и большой номенклатуре таре на предприятии допускается ведение синтетического и аналитического учета операций с тарой по учетным ценам, которые предприятие устанавливает самостоятельно и дифференцированно по видам тары. Разница между фактической себестоимостью и учетной ценой тары (если таковая возникает) списывается на счет учета финансовых результатов как операционные расходы. Однако данная ситуация, на наш взгляд, может быть актуальна только для крупных оптовых торговых организаций и интересна в основном для предприятий, имеющих свое производство (отрасль, которую в этой книге мы не рассматриваем).
Тара, которая используется на предприятии в хозяйственных целях как инвентарь, учитывается на счете учета материалов субсчет «Тара и тарные материалы».
Аналитический учет тары ведется в количественном и стоимостном выражении по местам хранения, материально ответственным лицам, видам и группам тары.
Приемка и движение тары (продажа, возврат, внутренние перемещения) документально оформляются аналогично учету товаров, на основании первичных документов (накладных и т. п.). Списание тары из-за ее непригодности вследствие износа, лома, боя, порчи и иных причин производится на основании акта списания. Акт составляется комиссией, состав которой утверждается руководителем предприятия. Комиссия подтверждает непригодность тары, а также определяет лиц, виновных в ее порче.
Списание тары производится после подписания составленного акта руководителем предприятия или другим лицом, имеющим на это полномочия. Списанная тара подлежит обязательной утилизации. Если утилизация тары производится не самостоятельно (чаще всего в случаях с полимерной, металлической и стеклянной тарой), передача тары для утилизации или переработки соответствующей организации оформляется накладной. Также внутренней накладной осуществляется передача тары подразделению предприятия, осуществляющему утилизацию. Несоблюдение этих требований может привести к серьезным конфликтам не только с налоговыми органами, но и с организациями, осуществляющими экологический контроль.
Торговая организация приходует поступившую тару одновременно с поступлением затаренных в нее товаров по ценам, указанным в первичных документах. Если поступившая тара отдельно поставщику не оплачивается, но может быть использована или продана, то ее оприходование производится по сложившимся рыночным ценам с одновременным отнесением указанной стоимости на счет учета финансовых результатов.
Смотрите также
Контрольные вопросы
1. В чем заключается основное различие между финансовым и управленческим учетом?
2. Какова основная общая черта финансового и управленческого учета?
3. Каких пользователей финансовой отчетности вы м ...
Приобретение автотранспорта по лизингу
Организация, не имеющая возможности одномоментно изъять из оборота сумму денежных
средств, необходимую для приобретения автотранспорта, может приобрести его по лизингу.
Правовые основы отношений фи ...
Порядок приема и выдачи денежной наличности юридическим лицам
Прием наличных денежных средств в кассу производится по объявлению на взнос наличными
(форма 0402001).
Клиенты могут вносить наличные деньги только на свой счет, открытый в кредитной
организации, ...