Учет основных средств и нематериальных активов
Пример
. Организация получила от одного из учредителей в качестве вклада в уставный капитал исключительные права на изобретение.
Стоимость вклада, согласованная учредителями и подтвержденная независимым оценщиком, составляет 200 000 руб.
Организацией оплачен регистрационный сбор в сумме 2500 руб. за перерегистрацию исключительного права на изобретение.
В бухгалтерском учете эти операции отражаются следующими проводками:
Дебет счета 75/1 – Кредит счета 80 – 200 000 руб. – отражена сумма задолженности участника по вкладу в уставный капитал;
Дебет счета 08/5 – Кредит счета 75/1 – 200 000 руб. – отражена передача вклада;
Дебет счета 08/5 – Кредит счета 51 – 2500 руб. – оплачен регистрационный сбор;
Дебет счета 04 – Кредит счета 08/5 – 202 500 руб. – исключительные права на изобретение на дату регистрации зачислены в состав нематериальных активов.
Оформление первичных документов при постановке на учет нематериальных активов.
Следует обратить особое внимание на правильное и полное оформление всех необходимых первичных документов, поскольку они являются не только основанием для отражения соответствующих записей на счетах бухгалтерского учета, но и служат подтверждением совершения хозяйственных операций, которые тем или иным образом учитываются для целей налогообложения.
Например, если в организации отсутствуют первичные учетные документы, подтверждающие получение нематериальных активов, использование их при изготовлении продукции (или управлении), либо из них не следует, что нематериальные активы использовались в производственном процессе, то у организации нет достаточных оснований для включения амортизации, начисленной по таким нематериальным активам, в затраты по изготовлению продукции (выполнению работ, оказанию услуг).
В соответствии с п.5 ПБУ 14/2000 единицей бухгалтерского учета нематериальных активов является инвентарный объект, которым признается совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора уступки прав и т. п.
Поэтому основным документом, необходимым для принятия нематериального актива к учету, является документ, подтверждающий право организации на владение и распоряжение данным активом. Таким документом может быть патент, свидетельство, договор и т. п.
Первичные учетные документы, применяемые для оформления операций с нематериальными активами, должны удовлетворять требованиям ст.9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Госкомстатом России, на который возложены обязанности по разработке и утверждению форм первичной учетной документации, к настоящему времени утверждена только форма карточки учета нематериальных активов N НМА-1 (см. Постановление Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71a).
Другие формы первичных учетных документов для оформления операций с нематериальными активами Госкомстатом России не утверждены. Поэтому организации при необходимости самостоятельно разрабатывают формы первичной документации исходя из требований законодательства по бухгалтерскому учету.
Амортизация нематериальных активов
. Стоимость нематериальных активов (НМА) погашается частями в течение всего времени их использования в организации посредством начисления амортизации (п.14 ПБУ 14/2000).
Смотрите также
Развитие теоретических концепций
Формированию национальных стандартов предшествует выработка общей концепции бухгалтерского
учета. Конец XIX в. стал знаменательной вехой в формировании новой науки - бухгалтерии.
Это было связано ...
Учет расходов на приобретение автотранспортных средств
Расходы на приобретение основных средств (в том числе транспортных средств) относятся
на уменьшение налоговой базы по единому налогу на основании пп. 1 п. 1 ст. 346.16
НК РФ в порядке, установленн ...
Покупка валюты на межбанковском валютном рынке
Операция покупки валюты на межбанковском валютном рынке оформляется в бухгалтерском
учете на основании распоряжения лица, уполномоченного на совершение операции на
бирже, оформленного по форме, ус ...